Универсальность Древнего и Принятого Шотландского Устава

Св:. Б:. Юбер Гревен, 33, Верховный Совет Франции.

С незапамятных времен человек, по определению этнологов, был и остается «метафизическим животным». Он постоянно задает себе знаменитый, извечный, тройственный вопрос: «Кто мы? Откуда мы вышли? Куда мы идем? ». Чтобы ответить на этот экзистенциальный вопрос, который лежит в самой основе человеческой сущности, религии поставили вопрос о существовании Вселенского Божественного Духа, чьим зримым проявлением является человечество.
В моем выступлении на последнем празднике Шотландского ордена, было предложено исследование понятия «Бог» на основании Пролога Евангелия от Иоанна, поэтому я использую этот термин без необходимости объяснять или оправдывать его, зная, что вы, Братья мои, не оскорбитесь, если будете помнить, что основное значение этого термина — «Слово» и «Свет», и что Древний и Принятый Шотландский Устав использует его вне всяких догматических понятий.
Понятие божественности является универсальным и восходит ко временам существования первого человека на земле, который пытался проникнуть в естественные тайны, окружавшие его. Все религии, все инициатические общества верят в существование Высшего Существа или Принципа. Масонство не является исключением из этого правила.
Я попытаюсь прояснить, что представляет собой понятие Бога для различных систем мышления, а затем, на втором этапе, мы увидим, чем масонство Древнего и Принятого Шотландского Устава отличается от этих систем, и закончу свою речь выводом, подчеркивающим его существенное отличие, универсализм.
Самым распространенным понятием Бога является понятие бессмертного, бесконечного, творческого, всемогущего Существа, подобного солнечному свету. Более того, как мы обсуждали в прошлом году, французское слово Dieu происходит от индоевропейского корня, что означает, среди прочего, «лучезарный».
Но вера в Бога принимает разные формы. Политеизм, вера в многочисленных богов, проецирует на отдельных богов определенные виды деятельности или определенные функции, создавая тем самым богов любви, войны, справедливости, пахоты и т.д., но это также и вера в Бога в целом. Пантеизм считает, что всё есть Бог: земные вещи являются эфемерными проявлениями единой реальности. В отличие от многобожия, монотеизм — это утверждение существования единого Бога, Творца Вселенной.
Однако необходимо различать идею Бога и идею религии. Действительно, могут существовать религии без Бога, такие как ортодоксальный буддизм, который не содержит концепции высшей, неведомой Сущности. Бог может существовать и без поклонения, как, например, Бог философов, Бог Аристотеля или «чистое действие», согласно некоторым преемникам Гегеля.
Бога можно узнать или, по крайней мере, подтвердить его существование двумя способами: спонтанной мыслью или глубоким размышлением, либо благодаря откровению. Этнологи и философы по-разному объясняют самопроизвольное зарождение в сознании человека определенного представления о божественности.
Для этнологов боги являются увековечением героев-основателей племени или города; сублимированные образы людей, их образа жизни, их борьбы и любви, эти боги являются проекцией человеческого образа жизни, основанного на мифах. Мифы отражают социальные и нравственные представления о народе в определенный момент его истории и развиваются вместе с его концепциями. Они создают кодекс чести и модель поведения, основанную на великих деяниях. Иначе говоря, они являются переносом в абсолют устремлений человеческой души: стремления к власти, справедливости, богатству, любви, чья хрупкость здесь внизу, в этом мире, заставляет нас мечтать о придании этим устремлениям вечной твердости.
Самая известная социологическая гипотеза, выделяющая шесть этапов эволюции представлений о божественности: оккультные силы, анимизм, фетишизм, политеизм, пантеизм, монотеизм — к которым сегодня можно было бы добавить седьмую ступень, атеизм — не опирается на универсально обоснованные основания. Это теоретическая конструкция, отвечающая чисто концептуальной логике, очень рациональной концепции эволюции, но не учитывающая исторические реалии.
Философское размышление пошло другим путем. Оно искало смысл существования фундаментальных элементов того, что было известно человеку: поскольку в природе все подвижно и перемещается, движение предполагает некий неподвижный мотор, стоящий над природой. Все является условным и преходящим, и существование может исходить только из абсолютной и бессмертной сущности, чья собственная сущность происходит не из какого-то источника, а из него самого. Все ценности и цели, выраженные в природе или в человеческой воле являются относительными и ограниченными, и предполагают существование некоего абсолюта, который придает им их долю универсальности. Какой бы фундаментальный характер знания, бытия, действия и жизни ни изучал разум, он может привести его к понятию абсолюта, что придает этому характеру свою основу, свой смысл, свою ценность.  Этот вопрос относится к философии трансцендентности.
Философия имманентности, напротив, считает, что этот абсолют находится в самом процессе становления, что у нет никакой первопричины, расположенной вне мира, причинность содержится в мире, что рассмотрение мира во всей его полноте указывает на существование его собственных законов, наконец, что Бог не существует сам по себе, но что он был сотворен.
Прочие философии склонны синтезировать эти два течения: Бог действительно присутствует в каждом существе, поскольку каждое существо исходит от Него и без этого имманентного присутствия оно было бы сведено к ничтожности: вся энергия Вселенной наполнена изначальной энергией и Вселенная пронизана ею. Бог, однако, не отождествляет себя со своим творением, которое по определению остается подвижным и условным; он наслаждается своим собственным, бесконечным, трансцендентным существованием. Но его активное присутствие во вселенной, кажется, управляет эволюцией этой же вселенной в направлении прогрессивной дивинизации, то есть движения ко все большей интенсивности жизни, к большему осознанию, к большей духовности, к большему единству. Таково направление мысли Тейяра де Шардена.
Наконец, мистический опыт, проанализированный Уильямом Джеймсом, Бергсоном, Габриэлем Марселем, Жаком Маритэном, также является свидетельством существования Бога и дает некоторое представление о Его природе: это сознание божества, действующее в человеке.
Также, согласно религиям, Бог явил Себя через патриархов, через пророков: Авраама, Моисея, Иакова, Исайю, всех пророков Израиля. Такова позиция великих монотеистических религий: иудаизма, христианства, исламизма.
К списку иудейских пророков ислам добавляет Мухаммеда, который обобщает учение, явленное через откровение. Для христианства высшим откровением является Иисус Христос, последний из пророков, Сын Божий, воплощенное Слово. Внимание христианства сосредоточено уже не на наборе догматических и моральных утверждений, а на Личности, раскрывающей Божественность и бесконечную любовь Бога: Бог раскрывает Себя в Иисусе Христе в качестве Бога любви.
Наконец, критика антропоморфизма, основанная на человеческих представлениях о Боге, приписывание Богу слишком человеческого или, напротив, бесчеловечного поведения, которое отвергается развитым сознанием, отсутствие в человеческом языке возможности какого-либо живого и поддающегося проверке доказательства существования трансцендентного абсолюта, почти бесконечный авторитет науки и техники, совершенно новая ориентация мысли и чувств, заставляет нас сегодня, после Ницше, провозглашать смерть Бога. Таким образом, не только отвергаются ложные представления о Божественности — это преимущество некоторых направлений атеизма — но и становится понятно, что человеку, который хочет утвердить себя в качестве зрелого существа, тем самым пытается высвободиться из-под опеки отца. Человечество избывает свой Эдипов комплекс, убивая своего создателя.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что идея Бога универсальна, но человеческое представление о Божественности связано с его собственным развитием. В любую эпоху, любые народы пытались дать определение Бога, мечтая о нем, как о едином для всех смертных. Если правда, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, то человек во многих случаях сотворил Бога в качестве своего собственного отражения, отблеска своей личности. Это настолько верно, что можно сказать, что богов ровно столько, сколько на земле мыслящих существ.
Масон Древнего и Принятого Шотландского Устава сомневается в вышесказанных концепциях, поскольку эти представления о божественности либо слишком широки и, следовательно, расплывчаты, либо слишком узки и, следовательно, скованны. Прежде всего, он не может принять догмы, согласно которым религии претендуют на ограничение взаимодействия человека с Богом рамками культа. Эти несовершенные и узкие догмы порождают религиозный фанатизм, фундаментализм, суеверия и преследования.
Масонство отличается от этих религий и течений мышления. Это не религия в общепринятом смысле этого слова. В здравом смысле слова, религия — это поклонение божеству. Хотя, даже если мы при открытии Работ произносим инвокацию Великого Архитектора Вселенной, никто не приходит в масонский Храм, чтобы поклоняться Предвечному. Это невозможно делать на собрании людей, которые славятся тем, что принимают в свои ряды последователей всех вероисповеданий, а также тех, кто не принадлежит ни к одной из религий, и при этом не требуют от кандидатов отречения от собственных убеждений или соблюдения каких-либо догм?
Масонство, сложившееся в христианской среде, в своих обрядах и символах передает эзотерическое учение, выходящее далеко за рамки христианства. Ригведа говорит: «Господь един, но у него много имен», что сравнимо с утверждением Иоанна в его Евангелии: «В доме отца моего обителей много». Фактически, Верховный принцип иудаизма, Йод-Хе-Вав-Хе, представляющий собой соединение мужского творческого принципа с женским, был взят на вооружение и изменен христианством, которое сделало из него личного Бога.
Теперь, в соответствии с заявлением Иоанна «Бога не видел никто никогда» (Пролог, 18), масонство Древнего и Принятого Шотландского Устава избежало подводного камня, представленном понятием Бога, неведомой и таинственной Силы в инициатическом смысле этого термина, который человеческий разум равно бессилен как определить, так и отрицать. Помимо этого понятия, рискующего разделить умы, масонство выбрало путь, соответствующий ее идеалу «объединять разделенное». В Декларации принципов Лозаннского Конвента 1875 года можно прочитать: «Масонство, как и прежде, провозглашает существование Творческого принципа под именем Великого Архитектора Вселенной».
Здесь появляется еще одно имя Предвечного, но это имя не шокирует человека доброй воли. Более того, Древний и Принятый Шотландский Устав показывает свою оригинальность в том смысле, что он стремится, методологически примирить интуитивное и рациональное мышление, стремящееся обрести знания, и именно с помощью этого процесса он позволяет объединить разделенное.
Устав принимает принцип имманентности: Бог существует в человеке, а человек является частью Целого, звеном в космической цепи. Именно этот принцип имманентности позволяет нам, как бы то ни было, воспринимать божественное как непосредственную данность сознания. Но имманентность не является самоцелью: чтобы быть эффективной, она должна превосходить себя. Действительно, именно через трансцендентность мы можем осознать тот опыт свободы, который нам столь дорог.
Как пишет Пол Нодон, «(имманентный) Свет открывает нам путь к метафизической свободе, поскольку мы, как чистые существа и субъекты, превосходим условный мир объектов и состояний». Трансцендентность представляет собой метафизическое напряжение человека, одухотворенного своим поиском истоков и причин, что позволяет установить онтологию его Сущности.
Как мы можем получить доступ к этому трансцендентному состоянию? Через масонское посвящение, но это трудный путь, так как он уникален, но он потрясающе богат на открытие и эффективен для того, кто получил свет. Это посвящение является исключительно личным и интуитивным, но он, однако, может быстро перерасти в мистику. Существенным феноменом мистицизма является экстаз, состояние, в котором всякое общение с внешним миром нарушается, душа чувствует, что она общается с внутренним объектом, который является бесконечным и совершенным существом. Этот способ, чей недостаток состоит в том, что делает человека изолированным, не является методом нашего Ордена. На самом деле, мистик отстраняется от всего и не приносит никакой пользы никому, кроме самого себя.
Масон, в свою очередь, намерен оставаться на службе у своих Сестер и Братьев и помогать им в их стремлении к Знанию. Поэтому он не может полностью подчинить себя этому пути, который автоматически удаляет его из цепи, живым звеном которой он является. И именно масонское посвящение удерживает его от отсечения от этой цепи. Цель формального посвящения заключается в том, чтобы привести человека к Познанию через внутренний свет, но не какой-то конкретный Свет — каждый раз это будет что-то индивидуальное. Вот почему в Уставе используются символы, чтобы каждый сам нашел этот внутренний свет через размышление над аналогиями.
И именно этим шотландское масонство отличается от религий. Его символы анализируются, обсуждаются, а иногда даже оспариваются, но все мы знаем, что они являются лишь средством для достижения высшего Знания. Они не являются прямыми откровениями Истины. Они никоим образом не связаны с догмами и никогда не ограничивают нас жесткими рамками. Благодаря игре соответствий, которую они создают с помощью аналогии, они позволяют нам объединить видимое с невидимым, знакомое с неведомым. Истинные тайные Устава — это те секреты, которые мы должны учиться познавать постепенно, произнося символы буква за буквой. Среди нас нет приверженности к чистому внутреннему созерцанию, экстазу, мистике.
Ритуальное посвящение ставит нас на путь истинного посвящения, которое можно только прожить, и нельзя выучиться ему по книгам. Оно необходимо для того, чтобы мы могли достичь абсолютного, то есть божественного Знания, в метафизическом смысле этого слова. Стремясь к восхождению к Творческому Принципу, в этом восходящем движении по направлению к Свету, где интуитивный путь является очень важным, мы никогда не отбрасываем разум. В практике своих обрядов Устав постоянно напоминает об этом. Это урок, даваемый нам многими символами, в том числе и Циркулем, который связан с Книгой Священного Закона, символом высшей духовности, к которой стремится масон.
Но Древний и Принятый Шотландский Устав не использует разум так же, как религии или философские системы, которые склонны к доказательствам. Шотландское масонство не утверждает, не доказывает. Его апелляция к разуму происходит исключительно на индивидуальном уровне. Масонство Древнего и Принятого Шотландского Устава — это искусство мышления, которое остается в полной гармонии с интуитивным путем посвящения.
Этому искусству мышления и должен научиться каждый Вольный Каменщик. Вспомним наставление первой степени: «Каждый Масон призван самостоятельно строить здание своих убеждений». Именно с этой целью его посвящают в практику «Искусства Мышления». Никакое суждение не может быть навязано ему извне. Можно называть это просветлением или разумом, но истина Масона имманентна в нем.
Однако эта истина не рискует остаться в относительном и условном состоянии. Она ускользает от него и претендует на абсолютность согласно пути Евангелия от Иоанна, то есть в солидарности с другими людьми, с космосом, в котором эта истина также имманентна: это путь Любви, который подразумевает понимающую толерантность и смирение.
По своей сути, инициатический путь исключает как идею догмы, так и идею прозелитизма. И здесь опять же Древний и Принятый Шотландский Устав отличается от большинства религий и культов. Он уважает свободу человека и обязывает уважать его достоинство. Полная свобода мысли и совести — единственная метафизическая ценность, утвержденная Уставом, и необходимая для поиска Знания и Истины.
Древний и Принятый Шотландский Устав является гармоничным синтезом различных философских или религиозных систем. Он представляет собой срединный путь, символизируемый мозаичным полом, который обязывает посвящённого принимать во внимание крайности, чёрное и белое, и проходить между ними по узкой дорожке. Ибо Истина не едина, она состоит из множества понятий, которые часто бывают противоречивыми. Это проявляется в центральном принципе нашей системы — Божественности, выраженной прекрасным символом Великого Архитектора Вселенной.
Бог религий и философий извлек мир из Пустоты. Он, прежде всего, Творец, благодаря действию, которое выходит за рамки нашего разума и нашей способности восприятия. Великий Архитектор Вселенной — не идол, а принцип, превосходящий человеческое понимание. Он не претендует на творение. Он организует в соответствии с определенным Порядком существующую, но неорганизованную материю: Ordo ab Chao, как гласит девиз Устава. Это организатор, созидатель, и это роли, доступные нашему пониманию, не оскорбляющие наш разум. Это символ законов и сил, которые превалируют над вселенской эволюцией и организуют космос таким образом, что он становится все более гармоничным и приспособленным к условиям жизни.
Более того, он объединяет умы, не разделяя их, поскольку является символом (а символ, по определению, может быть интерпретирован в соответствии с убеждениями и уровнем понимания каждого отдельного человека), позволяя каждому последователю найти то, что он ищет. И, вместо того, чтобы разделять людей, этот символ ведет к принципу ясности, понимания мира, а значит, и к единству. Согласно этому упорядочивающему принципу, масон стремится соответствовать порядку, действовать по правилам, чтобы создать свой внутренний Храм. Через разум и веру он получает доступ к сакральному. Так происходит посвящение: адепт не пытается, подобно неоплатоническому или гностическому демиургу, доминировать над природой и преображать мир; напротив, он учится доминировать над своей природой и преображать себя, чтобы смотреть на мир по-другому.
Верующие любых религий могут отождествлять его с Богом, деисты видят в нем явленного Творца (не обязательно Бога), философы, которые превращают гуманизм в религию без Бога, интерпретируют его как коллективное сознание человечества, спиритуалисты видят в нем высший интеллект, душу и движущую силу мира. Никто и ничто не скажет им, что они правы или неправы.
Какая другая религия или система мышления может претендовать на то, чтобы быть столь универсальной? Инициатическое учение Древнего и Принятого Шотландского Устава несравнимо с другими методами обучения. Оно не направлено на раскрытие одной или нескольких условных истин, относящихся к конечным объектам, охватываемым причинно-следственными связями. Его цель — раскрыть бесконечную Истину, не претендуя на обладание ею, но предлагая элементы и средства доступа к ней. Это скорее приглашение к исследованиям, чем систематическое раскрытие результатов этих исследований. И этот поиск, к которому нас приглашает Устав, согласно неисчерпаемой природе своей цели, сам по себе является неисчерпаемым. Он охватывает всю жизнь и будущее человека, во всей их полноте, и связывает его с Высшим Принципом, который управляет нами.
Таким образом, масон Древнего и Принятого Шотландского Устава уполномочен считать себя непосредственной эманацией или воплощением Великого Архитектора Вселенной. Масон имеет право отождествлять себя с Творческим Принципом, чтобы действовать в нем и через него. Если его посвящение было верно понято, то он действительно может называть себя «сыном Божьим», т.е. «сыном Света».