Символизм степени Ученика

Оливер Дэй Стрит

Прежде всего, мы должны определить границы нашей темы. Первое, что стоит отметить, мы не пытаемся дать исчерпывающее объяснение всех затронутых тем, но хотим лишь вызвать интерес и любопытство читателя для того, чтобы в дальнейшем он самостоятельно изучил тему. Под термином «символизм» мы понимаем также легенды и аллегории Масонства, хотя сами по себе они не являются символами. Тем не менее, поскольку все они тесно связаны и используются для одинаковых или схожих целей, едва ли мы можем рассматривать их отдельно друг от друга.
Генерал Альберт Пайк, бывший великим масоном и философом, сказал, что «перевод символов [Масонства] на тривиальный и общепринятый язык есть заблуждение посредственности».
Трудно придать определенное значение некоторым из наших масонских символов, и так же трудно остановиться, однажды начав придавать им эти значения. Как говорит выдающийся британский масон, Бр. У. Райлендс:

«Символизм всегда сложен, как знает или, по крайней мере, должен знать каждый из вас. Когда кто-то начинает беспристрастно исследовать эту тему, она часто становится лавиной или стремительным потоком, который может унести его в открытое море или даже дальше, в космос. О нескольких вопросах было написано больше мусора, чем о символах и символизме: это плодородная почва для тех, кто не располагает ни системой, ни правилами, но управляется только своей собственной доброй волей, привычкой позволять своим фантазиям и воображению пускаться вскачь. При этом приводятся такие интерпретации, у которых нет иного основания, кроме спутанного сознания писателя, и когда необходимо доказательство или утверждение, приводящее к окончательному умозаключению, символы  опутываются метафорами и нас втягивают в продолжение этого лабиринта глупостей и диких иллюзий».

Таким образом мы проведем нашу лодку между Сциллой Брата Пайка и Харибдой Брата Райландса; с одной стороны, не опускаясь до банальностей, с другой – не удаляясь от уровня здравого смысла, мы надеемся рассказать что-нибудь интересное относительно символизма Первой Степени.

Символ – это видимое представление некоего объекта или вещи, реальной или воображаемой, предназначенный для того, чтобы передать некоторую идею. Можно вспомнить масонский табель, лежащий в Ложе в каждой из символических степеней. Иногда существует очевидная связь между символом и представляемой им мыслью, но чаще всего ассоциации кажутся совершенно случайными. Самыми ранними из известных нам форм символизма были древние иероглифические системы письма. Без сомнения, мы можем назвать  символизм всего лишь формой письменности; на деле, самой ранней и, на протяжении сотен, или даже тысяч лет, единственной формой письменности человечества. Он был распространен среди всех древних народов, знанием о которых мы обладаем.

Сведущий в этом вопросе доктор Уильям Стакли из Англии, автор многих антикварных работ, верно говорил, что «мудрость всех древних людей, попадающая в наши руки, является символичной».
Лишь немногие из нас понимают важность символизма и ту роль, которую он играет даже сегодня, в нашей повседневной жизни. Мы сказали, что символизм – это форма письменности, однако одинаково верно и обратное утверждение – все формы письменности, и древние, и современные, являются символизмом. Было доказано, что наши современные методы письменности происходят от иероглифических форм и являются настолько же символичными, насколько таковыми являлись предшествовавшие им системы. Даже сами наши мысли и формы, в которых мы выражаем их, являются символичными. Даже разговорный язык символичен; если бы это было не так, нам не пришлось бы изучать язык, чтобы понять его. Некий произнесенный звук или напечатанное слово являются выражением определенной идеи, используемой не столько естественно, сколько случайно; и это именно то, чем является символ. Непосредственно к формам речи мы добавляем так называемые «фигуры речи» – сравнения, метафоры, иносказания и аллегории – таким образом, делая наш разговорный и письменный язык более символичным. Вкратце, без символов общение между людьми, за исключением некоторых отдельных его видов, было бы невозможно. Таким образом, важность этой темы трудно переоценить. За исключением тех случаев, когда наше внимание специально привлекается к ним, мы не осознаем степень, в которой символы вошли в наши повседневные мысли и жизнь. В любом случае, символизм в том аспекте, в каком он обычно понимается, более не распространен.

Эту древнюю форму письменности, ныне почти вышедшую из употребления,  в определенной степени использует масонство, оно применяет её для записи своих наставлений и привлекает ей своих приверженцев (вспомним масонский табель).

Другой древний и весьма почитаемый метод обучения, по-прежнему используемый масонами – это аллегория. Аллегория – это фигура речи, которая, так сказать, уклоняется от простого и прямого метода разъяснения, и ее использование для иллюстрации или придания выразительности, создает причудливое подобие между двумя объектами или вещами.
Если мы скажем о человеке, часто поступающем неразумно: «Он осел», то это будет метафорой. Если мы скажем о нем, как Карлайл сказал об Уортсворте: «Он похож на лошадь», это будет сравнением. Распространенное сравнение с дополнительной формой и некоторыми пропущенными словами, которое никогда не упоминает реальный объект, хотя и подразумевает его, называтся аллегорией. Наиболее знаменитый пример аллегории в литературе это «Путь Пилигрима» Буньяна.

Мастер в масонстве, желающий проникнуть в царство духа этих древних методов передачи наставлений, должен прочитать «Мудрость Древних» Бейкона, и в особенности предисловие к этой замечательной книге. Автор показывает, что почти все сложные и абсурдные для нас истории греческой мифологии были частью великой системы, передающей естественные, моральные и религиозные истины под видом аллегории. Что может быть более гротескным и отталкивающим, чем миф о Пане?

«Древние изображали его, — пишет Бейкон – в таком виде: на голове пара рогов, достигающие небес; тело грубое и волосатое, борода длинная и спутанная; он двулик – наполовину человек, и наполовину зверь; его ноги подобны козлиным копытцам; при нем следующие знаки его предназначения: в его левой руке флейта из семи камышовых стеблей, а в правой – пастуший посох, или жезл, загнутый кверху, а его мантия сделана из леопардовой шкуры».

Благодаря мастерскому перу Лорда Бейкона, это нелепое создание, получеловек, полукозел,  кажется прекрасным и уместным символом всей природы.

Приближаясь к той ветви символизма, которая интересует нас, то есть к масонскому символизму, мы можем отметить, что масон, который ничего не знает о символизме, знает о масонстве очень мало. Он может без ошибок наизусть рассказать все детали ритуала, но если при этом он не понимает значение церемоний, знаков, слов, эмблем и фигур, то с точки зрения масонства он является невеждой. С грустью вынужден отметить, сколь много времени и усилий тратится на заучивание «работы», и сколь мало на изучение ее смысла.

Так не будем же приуменьшать значение совершенствования слов при передаче нашего ритуала. Никаким другим способом символизм наших эмблем, церемоний, традиций и аллегорий не может быть передан достаточно точно, но мы должны признать, что если мы никогда не поймем их значения, то в целом незачем их хранить. Без красоты и симметрии масонский храм будет разрушен.

Именно благодаря этим символам и аллегориям масонство превосходит все другие общества. Если какие-либо из этих обществ используют подобные методы обучения, то лишь потому, что они подражают масонству.

Великий масон и исследователь, Бр. Альберт Пайк, говорил:
«Символизм масонства – это душа масонства. Каждый символ в ложе – это наставник, немой учитель морали и философии. Именно в этих древних символах и в понимании их истинных значений заключается возвышенность масонства над всеми другими орденами. С другой стороны, некоторые из орденов могут состязаться с ним, соперничать, возможно, даже превосходить его; однако, благодаря своим символам, масонство будет вне конкуренции, когда оно вновь раскроет значения символов и то, что каждый из них служит облачением некой великой, древней, редкой истины»

В наших масонских исследованиях есть момент, который мы забыли отметить – масонство в целом и каждая его часть в отдельности является символичной или аллегорической, без понимания этого мы будем блуждать во тьме. Все церемонии, знаки, символы и наставления становятся бессмысленными или тривиальными. Изучение никакого другого аспекта масонства не может быть важнее чем этот аспект, с другой стороны ни одному другому аспекту не придают столь мало значения, как этому. Бр. Роберт В. Гулд из Англии, наш почтенный масонский историк, называет это «великим и неотложным долгом масонов».

Мы знаем, что в масонстве существуют символы, но не знаем, как и когда они пришли в него. Мы не знаем, кто придал им их значение. Мы знаем, что многие из них использовались с той же целью – для передачи идей, задолго до начала аутентичной истории; мы частично знаем изначальные значения некоторых из них, но о значении других мы не знаем ничего.

В некоторых случаях возможно выяснить или, по крайней мере, предположить происхождение символа и того, что дало ему начало. Но в случае со многими наиболее важными символами это подразумевает серьезное исследование.

Если в масонстве мы говорим о Храме, мы не имеем в виду храм из камня и штукатурки; если мы говорим о наугольнике, мы не имеем в виду наугольник из металла или дерева; если мы говорим о циркуле, мы не имеем в виду циркуль из металла.

В наших Наставлениях мы говорим, что «каждая эмблема, символ и фигура, присутствующие в ложе обладает моральным и полезным значением, и активно внушает стремление к практике добродетели». То же может быть сказано относительно каждой нашей церемонии, знака, символа, легенды и аллегории. Если это верно, то из этого следует, что не знать масонский символизм означает не знать масонство.

Даже наше именование – Масон – символично. Буквально оно означает «каменщик». Конечно же, мы ведем наши работы по камню в символическом смысле. Мы сравниваем развитие человеческого характера с постройкой здания; сравниваем человеческие добродетели, которые составляют завершенный характер, с обработанными камнями, которые ложатся в основу завершенной структуры.

Об этимологии слова Масон, которое используется для обозначения спекулятивных или оперативных масонов, известно не много.

ИМЯ БРАТСТВА
Без сомнения, само название Масонства является символическим. Параллели между построением человеческого характера и здания – это старое сравнение. Оно, определенно, использовалось иудеями во времена Давида и было излюбленной фигурой речи у Иисуса. Таким образом неудивительно, что общество, поставившее своей целью построение характера, должно носить символическое имя строителей зданий.  Может появиться вопрос, почему мы не называемся, к примеру, Вольными Плотниками вместо Вольных Каменщиков, если наше имя происходит от строителей домов. Ответ состоит в том, что мы могли бы называться так, если бы масонство вело свое происхождение из Америки, а не Европы или Азии. Плотники были гораздо более важны для строений в США, чем в Старом Свете. Там на протяжении веков практически все строения строились из камней или кирпича. Так происходит и по сей день в Палестине, откуда, согласно нашим традициям, берет свое начало общество Масонов. Там, из-за недостатка леса, профессии каменщика всегда придавалось большее значение, чем профессии плотника. Кроме того следует помнить, что наиболее важные строения во всех странах с самых ранних времен строились из камня или мрамора.

В церемониях становления масоном мы лишь обозначаем путь к масонскому знанию, готовим фундамент для масонского здания; брат должен предпринять путешествие или завершить строение самостоятельно, читая и размышляя.

Бр. Пайк так выразил эту идею:
«Наука использует символы, но для их передачи язык не является обязательным, таким образом иногда говорят Мудрецы. Но когда они говорят, они не разоблачают и не объясняют, но побуждают других искать и находить истину науки и значение символов».

Где-то в масонстве должен существовать последовательный план, всецело его охватывающий, согласно которому все истинное может быть рационально объяснено. Не может быть, что спутанное собрание правил, обычаев, символов и моральных наставлений, ценных только для самих себя, собранных вместе без особого порядка и структуры, привлекло бы внимание интеллигентных людей, собиравшихся под знаменем масонства на протяжении долгих веков. Определенно, где-то посреди широкого разнообразия масонской системы должно существовать единство.

Небольшой урок откроет нам, что великая, живая,  лежащая в основе всего идея, описываемая в определенных степенях и проходящая через всю систему, заключается в том, чтобы передать аллегорическое или символическое изображение человеческого бытия не только в нашем мире, но и в мире ином, и обозначить путь, ведущий к величайшему благу, как в этой жизни, так и в последующей. Наши церемонии и символы красивые и вдохновляющие, и обучающие нас ценным урокам религии, морали и усердия, сосредоточены вокруг этой центральной идеи. Но лишь когда мы станем размышлять над ними в контексте этой величайшей аллегории человеческой жизни, мы сможем воспринять их во всей полноте их красоты и величия. Таким образом, Ученик, не знающий этой концепции, не сможет познать масонство в его наиболее инструктивном и важном аспекте.

Попытайтесь четко осознать пункт, которому мы придаем особое значение и который мы попытаемся описать, а именно, что каждый знак, каждый символ и каждая церемония в Первом Градусе, в дополнение к своему основному значению может также аллегорически описывать определенную моральную фазу человеческого бытия.

Великий немецкий поэт Гёте говорил:

«Пути масона есть
Модель бытия,
И его настойчивость,
Предназначена людям в этом мире».

Мы столь детально описали эту мысль потому, что иначе невозможно адекватно объяснить ни одну из частей масонской системы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСОНСТВА.
Самое прекрасное, самое точное и самое полное определение масонства было и будет заключено в нескольких словах — «система Морали, облаченная в Аллегории и описываемая Символами».

Это на самом деле Система. Это не мешанина правил, максим и предписаний, беспорядочно собранных вместе, как часто предполагают несведущие масоны.

Это система морали. Слово мораль в своем основном и наиболее широко распространенном значении означает «доктрина, описывающая, что в человеческом поведении является правильным, а что нет».

Оно облачено в Аллегории. Правильно понятая система является продуманной аллегорией человеческой жизни. Аллегория, как уже было сказано, это отступление от прямого разговора, в которой субъект не называется по имени, а более или менее завуалирован, хотя и не спрятан между фигурами речи.

Оно иллюстрировано Символами. То, что может быть непонятно в аллегории, становится очевидным благодаря символам, сопровождающим ее. Значение большинства из этих символов хотя, порой, и бывает забыто и, следовательно, не является очевидным, но может быть получено благодаря изучению и размышлению.

С нашей точки зрения два следующих факта могут рассматриваться, как нечто устанавливающее для масонских символов весьма свободные границы толкований. Первый состоит в том, что масонство произошло из оперативного общества; второй – что символы обычно предназначены для обучения морали и высоким истинам. Следовательно, мы должны сделать вывод, что для наших древних братьев они также служили для обучения той морали и тем истинам, в которых они нуждались. Это те символы, которые привлекают человека с практическим здравым смыслом. Глупо говорить, будто бы эти символы обозначали для них то же самое, что и во времена обществ философов и мистиков. Эти дополнительные значения могут быть также истинными и обоснованными, но это не масонские значения. Правило, только что составленное нами, заключается в том, чтобы широко трактовать различные значения применительно к каждому символу. При этом стоит возлагать надежду на наш здравый смысл.

Один факт бесспорен – спекулятивное масонство происходит из оперативных гильдий старых времен. Но информация о том, когда началась это перемена или когда она была завершена, является противоречивой. Когда мы пытаемся обозначить время и метод, то есть когда и как произошло разделение, мы делаем это весьма неуверенно. Не претендуя на состоятельность доказательств, на которых основан наш вывод, принято считать, что, безусловно, уже в 1600-м году существовало спекулятивное масонство, хотя оно хранило некоторую связь с оперативным ремеслом. Что тогда представляла из себя эта связь – доподлинно не известно. Полное разделение оперативного и спекулятивного масонства, в соответствии с наиболее авторитетными источниками, произошло за несколько лет до 1717 г.  Именно здесь целая группа вопросов требует ответа. Откуда же спекулятивные масоны черпают эзотерические, символические и философские учения, если не из оперативных гильдий? Если из них, то, в свою очередь, откуда, когда и как они пришли туда? И наше понимание значений масонских символов должно сопутствовать ответу на эти вопросы. Наших нынешних знаний недостаточно, чтобы ответить на них.
Брат Гулд говорит, что одним великим и обязательным долгом масонства, по его мнению, была попытка восстановить утраченный смысл многих масонских символов, и чтобы сделать это эффективно было бы желательно уточнить, перешел ли символизм к ним по наследству или он был случайным продуктом адаптации (или ассимиляции). Если этот символизм был унаследован, то аналогичные обычаи древности должны стать предметом изучения и исследования, а если наоборот, он появился в масонстве сравнительно недавно, тогда значение, которое придавали символу те, кто ввел его в масонство, должно стать объектом пристального внимания.

Инициация в настоящее время является тем же, чем она была на протяжении бесчисленных веков. Она используется в качестве символа рождения и бесконечного развития человеческого разума и души. Степень Ученика представляет собой рождение и подготовительный этап жизни, или, другими словами, юность; Степень Подмастерья представляет конструктивный этап или зрелость; Мастер — этап размышлений или старость, смерть, воскрешение и вечную жизнь. Эти объяснения трех степеней приведены в нашей лекции, посвященной Трем степеням и сосредоточенной на табеле Мастера.

ЛОЖА
Ложа, которая иногда определяется как «место, где масоны ведут свои работы», символизирует мир или место, где работают все люди. Для начала мы можем сказать, что слово «ложа» (lodge) происходит от санскритского слова «loga», означающего «мир».  Однако, наши Наставники говорят нам, что форма ложи – «длинный прямоугольник», вытянутый с Востока на Запад, между Севером и Югом, от земли до небес и от поверхности до центра. Это, разумеется, может означать всю известную нам обитаемую землю и исследователи масонства именно так и интерпретируют это описание. Это значение было более четко выражено в период, когда масонство только зарождалось, поскольку тогда весь известный мир лежал вокруг Средиземного моря, имея форму «вытянутого прямоугольника».  Сомневающийся в этом может посмотреть карты древнего мира, особенно Козьмы Индикоплова, VI в., или Страбона, 18 г. н.э.

Дадли в своей «Наологии» (стр. 7) говорит о том, что идея, будто земля является плоской поверхностью  квадратной формы, преобладала на ранних стадиях цивилизации. Он уверен, что до сравнительно недавнего времени считалось, что за определенным северным пределом не могла существовать жизнь из-за темноты и холода, равно как и за неким южным пределом ее не могло быть из-за слепящего света и солнечного зноя. Считалось даже, что в самых южных землях почва была расплавленной. В библии говорится, что земля является квадратной. Исайя говорит о сборе рассеянных иудеев с четырех углов Земли, а в Апокалипсисе описывается видение четырех Ангелов, стоящих на тех же четырех углах.

Эти убеждения настолько укоренились, что в древние времена квадрат, который сегодня является символом ложи, считался символом земли, как круг был символом солнца. В этом древнем выражении, «вытянутый прямоугольник», мы должны видеть не только точное описание древнего мира и доказательство того, что ложа глубоко символична, но и замечательное свидетельство глубокой древности масонства. Этот факт возвращает наш разум назад, к тому времени, когда человек считал землю плоской поверхностью и не знал о ее сферическом характере.
Также тот факт, что ложа укрыта облачным пологом или звездным небом, не относится ни к чему, кроме мира.

Если ложа символизирует мир, а масон – человека, следовательно инициация должна изображать введение индивидуума в мир или рождение ребенка. Именно так она описывалась в древних посвятительных системах и так же она понимается исследователями масонства. Было бы слишком просто понимать ее лишь как метод введения кандидата в Общество.

ПРИУГОТОВЛЕНИЕ
Приуготовление кандидата и тот вид, в котором он признается Учеником, поразительно напоминает типичное беспомощное,одинокое, слепое и невежественное состояние новорожденного младенца. Но инициация символизирует нечто большее; все уважаемые авторитеты признают ее символическим процессом, благодаря которому ребенок входит в мир, обучаясь, становится эрудированным и тонким человеком, а также благодаря которому человечество переходит от дикости и варварства к цивилизации.

Состояние, в котором кандидат входит в ложу Учеников является типично варварским, если не сказать диким. Это состояние, в котором пребывает человек, не знающий способов обработки металлов, и из которого он дошел до нынешнего состояния. Именно поэтому к непосвященным применим термин «варвар». Здесь мы можем привести слова Брата Альберта Пайка:
«Приуготовление кандидата символизирует состояние Арийской расы на первых этапах ее развития, состояние, когда не было заводов и текстильных фабрик, когда мужчины одевались в шкуры животных или были обнажены, когда наступала жара. Оно символизирует слепоту их невежества, незнания даже самых полезных искусств и вообще божественной истины, и того, в чем проявляется число три. Их путы, в которых они пребывали из-за своих чувственных склонностей, их страсти, бывшие их хозяевами – ярость, месть, ненависть и все их злые производные; а также их суеверные страхи».

Приуготовление кандидата также указывает на равенство всех людей, что является одной из фундаментальных доктрин нашего общества. Он лишается всего, что указывает на различия в одежде, положении в обществе и благосостоянии. Стираются все свидетельства искусственных различий. Наблюдающий со стороны не может определенно сказать, является кандидат принцем или нищим, миллионером или бедняком. С другой стороны, он не лишается тех качеств своего сердца или разума, которые и являются настоящим символом превосходства одного человека над другим. С самого начала инициации ему настоятельно рекомендуется использовать эти качества для усовершенствования всего, что благородно и достойно.

Небольшое исследование и размышление показывает, что каждый масонский символ имеет не только декоративное и интеллектуальное применение к индивидуальной жизни, но может быть применен и к расе в целом. Биологи говорят нам, что параллели между личностью и расой проводятся в материальной области, это рост и развитие каждого ребенка с момента его формирования до возраста взрослого человека, которое представляет собой историю эволюционного развития расы на протяжении всех прошедших эпох. В любом случае, можно уверенно утверждать, что существуют прямые параллели между моральным и интеллектуальным развитием ребенка и процессами, через которые проходит вся раса на протяжении истории.

ТАЙНА
Один из первых уроков, который преподается кандидату и впечатляет его символически и незабываемым образом, это обязанность хранить тайну. Тайные знаки, жесты и слова, которые обычно вызывают наибольшее любопытство у непосвященных, на самом деле являются наименее важной частью масонства. Это понимают все, кто прошел через  торжественную церемонию возвышения в степень Мастера. Тем не менее, они не лишены ценности. Они являются защитой от самозванцев, они дают право на внимание и помощь посвященному везде, где бы он ни был. Они останавливали поднятую руку разрушителя, они сковывали оскорбляющего женщин, они смягчали недостатки тирана, они укрощали злобу бессердечного и разбивали преграды политической вражды и религиозной нетерпимости. Пусть же наши секреты вечно хранятся неприкосновенными!

Но главная ценность этого урока состоит в том, что лишь немногие способны хранить тайны, это бесценная, но редкая добродетель, хотя для того, чтобы следовать ей, нужно лишь малое усилие. Если бы масонство всего лишь учило своих братьев свято хранить возложенные на них тайны (кроме тех случаев, когда священный долг превыше приказа хранить тайну), то уже это было бы важной работой для человека,  и даже она одна дала бы ему право на дальнейшее существование. Говорят, что Аристотель, когда его спросили, что труднее всего делать, ответил: «Хранить тайну и молчать». Я боюсь, что мы, современные люди, уже почти что обожествили сплетни.

Древний символ сохранения тайны – палец, поднесенный к губам.

Порядок приема кандидата символично показывает уколы совести, сопровождающие любое отклонение от этих предписаний и мужество, данное ему во время инициации. Обряды, подобные нашим, были распространены среди древних.

СИМВОЛИЗМ ИНСТРУМЕНТОВ
Один из пунктов, в первую очередь отмечаемый в степени Ученика, и изучаемый на протяжении всех степеней – это использование инструментов оперативных каменщиков в качестве символов моральных качеств. Эта особенность масонства хорошо известна тем, кто находится вне братства. Брат Джордж Флеминг Мур, главный редактор «Новой Эры» и Бывший Верховный Великий Командор ДПШУ Южной Юрисдикции, указывает, что древние китайские философы использовали эти символы «почти в точно таком же значении, как мы используем их в современном масонстве».
Инструменты, с которыми работают люди, вполне достойны использования в качестве моральных символов: они не являются ни непритязательными, ни тривиальными. Напротив, они – достойные эмблемы самых высоких и благородных добродетелей. Инструменты сыграли значительную роль в развитии цивилизации и просвещении человечества. Они являются одними из немногих вещей, которые ясно обозначают, что человек стоит несоизмеримо выше животных. Некоторые ученые даже утверждают, что одна единственная способность человека создавать и использовать инструменты подняла его над уровнем грубого существования. Но сколь бы радикальными не были эти взгляды, разумный человек не сможет отрицать, что использование инструментов было одной из основных движущих сил в прогрессе человечества, не только в материальном, но и в умственном, и в духовном. Без инструментов мы бы не смогли вспахивать почву или работать в шахтах, или обрабатывать металл; мы могли бы наслаждаться лишь грубыми формами; и все произведения искусства, принадлежащие нашей духовной природе, никогда не смогли бы появиться. Даже основные этапы становления человечества названы согласно типу инструментов, используемых для обработки тех или иных материалов: Каменный Век, Бронзовый Век, Железный Век и т.д.

Некоторые считают первым большим шагом на пути прогресса человечества от дикости к цивилизации развитие устной речи, другие – использование огня, третьи – изобретение лука и стрелы. Но, несомненно, всему этому предшествовало использование палки, даже если палка не предшествовала развитию речи, как это было в случае с большими человекоподобными обезьянами. Гончарное ремесло дало еще один класс утвари, его считают четвертым важным открытием; одомашнивание животных – пятым; открытие методов производства и использование железа – шестым. Седьмым будет искусство письма, которое также подразумевает использование инструмента. Таким образом, мы видим, что четыре, может даже пять наиболее значимых шагов, были пройдены диким человеком при помощи инструментов.

В случае с цивилизованным человеком пример гораздо более очевиден. Среди самых ранних его изобретений или открытий был порох, компас мореплавателя, производство бумаги и печать наборным шрифтом. Еще один пример был продемонстрирован Коперником в 1530 г., утверждавшим, что Земля вращается вокруг своей оси, а Солнце вовсе не ходит каждый день вокруг нее по кругу. Паровые двигатели, ткацкие и прядильные станки, аппараты для генерации и использования бесконечных возможностей электричества, бензиновые двигатели и летающие машины – все эти изобретения стали возможными только благодаря изобретению и использованию новых инструментов. И стоит помнить, что открытие Коперника также стало возможным благодаря использованию еще одного инструмента. Для Псалмопевца небеса провозглашали славу работе Бога, но во много раз более впечатляюще и вдохновляюще они открываются в наше время через стекло телескопа. Лишь вдохновение побудило наших древних братьев придать символические значения инструментам, при помощи которых они создавали те произведения искусства и архитектуры, вид которых наполняет наши сердца величайшими чувствами, на которые мы только способны.

Профессор Генри Смит Уильямс, указав на многие материальные блага, появившиеся благодаря использованию инструментов, говорит, что мы не должны «смотреть сквозь пальцы на эстетическое влияние инструментов».

А что тогда мы можем сказать об инструментах, на которых играется наша музыка? Если и существует небесная искра, достижимая на земле, то она сокрыта лишь в чудесном искусстве, ставшем возможным только благодаря нашим восхитительным музыкальным инструментам.

Мы до конца не знаем, каким образом наши различные инструменты приобрели практические символические значения, которые мы придаем им сегодня. В определенной степени мы знаем, что значения придавались им на протяжении веков.

В любом случае, с необычайной тонкостью материальные инструменты, которые, по существу, соотносятся с построением и украшением материальной структуры, должны стать символами тех добродетелей, которые, по существу, соотносятся с построением и украшением человеческого характера. То есть морали и духовного строения, возводимого не руками человека.

При помощи этих инструментов архитектор разрабатывает, воздвигает и украшает здание. Точно таким же образом, используя мораль, интеллектуальные и духовные добродетели, совершенствуется человеческий характер. Следовательно, в системе, где совершенное здание символизирует совершенный характер, не удивительно, но напротив совершенно логично, что инструменты, при помощи которых создается одно, должны символизировать добродетели, которые создают другое.

24-х ДЮЙМОВАЯ ЛИНЕЙКА
Это символ времени, но не в том значении, которое открывается нам в Камере Размышлений, где его символизирует коса. Коса символизирует стремительность времени и бренность всего человеческого, в то время как 24-х дюймовая Линейка обозначает время, проведенное с пользой. Она обучает нас ценности нашего времени, что потерянное время никогда не может быть возвращено, что это бесценная вещь, что всему свое время – время для труда, время для отдыха, время для увеселения, время для молитвы и время для горя и утешения. Тот же самый урок преподается нам в книге Экклезиаста:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»

Другими словами, все должно совершаться в свое время и в свой черед, и значит ни одна драгоценная секунда, которая есть дар Бога человеку, не должна быть потеряна. Сколь немногие из нас придают должное значение ценности нашего времени! Обратите внимание, сколь много вокруг вас людей, сидящих и взволнованно курящих табак.

Линейка разделена на 24 дюйма, поскольку в нашей системе она стала символом двадцатичетырехчасового дня.

МОЛОТОК
Молоток или молот каменщика был инструментом, при помощи которого ученик выполнял первые действия, связанные с установкой камня в то место, которое он должен занимать непосредственно в здании, например «обтесывание углов грубого камня»; или, как говорили в Англии (Устав Эмулейшн), «обстучать все излишние выпуклости и наросты». Молоток не был приспособлен для полировки или нанесения орнамента на камень и, следовательно, он должен символизировать лишь ту практику ученика, которая предназначена дать ему механический навык и лишить его тех социальных привычек, которые характеризуют человека в его диком состоянии. В Канаде говорят, что «труд – это участь человека» и что качества сердца и ума имеют предельную величину, «если рука недостаточно проворна для того, чтобы создать чертеж» мастера. В любом случае, с тех пор как резец в США и многих других странах перестал использоваться в качестве символа Голубой Ложи, символизм Молотка расширился настолько, что теперь он олицетворяет назидательные и облагораживающие эффекты практики и изучения во всех их проявлениях.

РЕЗЕЦ
Символизм резца подобен символизму молотка или молота каменщика. Молоток использовался только в ранних процессах обработки и не был приспособлен, как мы уже сказали, для полировки или нанесения орнамента на камень. Таким образом, он символизирует первые шаги в обучении и моральную тренировку ученика. Когда камню хотят придать законченность или орнаментальную форму, или выточить на нем узор, в работу вступает Резец. Он, таким образом, символизирует более сложные уроки и опыты, которые полируют и украшают человека, прилаживают его для высочайших положений в его жизни. В США Резец фактически исчез в Голубом масонстве, но он появляется в прекрасной степени Мастера Метки, где требуется «продемонстрировать преимущества дисциплины и обучения». В Англии (Устав Эмулейшн), просят «указать нам преимущества обучения, под которым подразумевается одно лишь то, что мы должным образом подготовленные члены регулярно организованного сообщества». В Канаде требуется обучиться тому, что «ни что иное, кроме как неутомимое напряжение, может вызвать привычку к добродетели, просветление разума и сделать душу чистой». Мы рассматриваем как определенную утрату для символизма Голубой Ложи в США тот факт, что Резец был передан в Капитулярное масонство. Ему самое место в степени Подмастерья, из которой, как многие считают, происходит степень Мастера Метки.

КЛЮЧ
Символизм Ключа знаком английским масонам, но неизвестен нам. Он символизирует язык и учит нас, что следует всегда быть готовым использовать его, чтобы высказаться в защиту Брата и «никогда не лгать в ущерб ему». В Уставе Эмулейшн приводится такой пример:
«Этот великолепный ключ, язык масона, который должен говорить хорошо об отсутствующем или присутствующем брате, а когда это не может быть исполнено с честью и достоинством, должен последовать той превосходной добродетели Ремесла, которая есть Молчание».

ХРАМ СОЛОМОНА
Символ, который рано появляется в этой степени и продолжает присутствовать во многих последующих степенях и уставах, это Храм Соломона. Если строение символизирует развитие человеческого разума и характера, наиболее логичным будет предположить, что самое совершенное из всех известных зданий должно быть избрано символом совершенного характера. Но в связи с этим часто возникает вопрос: почему им не был избран Парфенон, или Пантеон, или храм Зевса в Афинах? Здесь возможны два ответа.

Первый – традиция, распространенная задолго до рождения Христа, утверждала, что Храм Соломона был наиболее изящным и искусным строением, воздвигнутым человеком.

Второй – если масонство появилось во времена и при обстоятельствах, связанных с построением Храма, то нет никаких сомнений в том, что Храм Соломона должен быть избран подобным символом.

Конечно, историки могут насмехаться над этим, но историки смеялись над многими вещами, которые впоследствии оказались правдой. Не пытаясь доказать, что это правда, мы хотим лишь указать, что это по крайней мере правдоподобная гипотеза, подчеркивающая нашу традицию. Многие масонские авторы указывали на то, что за тысячу лет до Христа жрецы Диониса или Бахуса посвящали себя архитектуре, возводя свои храмы, и основали «Братство Дионисийской Архитектуры». С течением времени они распространились в Малой Азии и Финикии и постепенно приобрели привилегированное право возведения храмов и общественных зданий. Считается, что членом этого братства был и Хирам, Царь Тирский, которого мы знаем, как строителя великих зданий, и Хирам Абифф, который был послан к Царю Соломону, дабы помочь тому в возведении его Храма. Поскольку существовали здания, подобные тем, которые возводил Царь Хирам, их появление нельзя было объяснить иначе, кроме как предположить о существовании некоего общества строителей, которые их возводили. Если бы подобное общество существовало, было бы странным, если бы работники Хирама Абиффа и Хирама Царя Тирского не состояли в нем, поэтому понятно, почему строители Храма Соломона были организованы подобным образом.

Подтверждающим обстоятельством традиции нашего Храма является также и то, что примерно во времена Соломона Иудея была наиболее могущественным, а Финикия наиболее просвещенным государством относительно искусств и коммерции, в сравнении с остальными нациями мира. Это было за много веков до возвышения Греции и за тысячу лет до того, как Рим распространил свою власть за пределами Италии. Храм Соломона был построен на 300 лет раньше, чем самые ранние греческие архитектурные строения. Таким образом археология подтверждает утверждение как библейской, так и масонской традиции о том, что до построения Храма не было зданий равных ему в красоте и прекрасной отделке. Его постройка связана с искусством тирийцев, которые были соседним народом и наиболее искусными ремесленниками того времени. «Обычай» образования тайных обществ тогда мог быть распространен так же, как и в наше время. Их долгая совместная работа и их гордость за такую великую работу могли естественным образом сформировать общество, подобно мотивам, заставлявших солдат организовывать патриотические общества во время революций и гражданских войн. Мы увидели, что тогда уже существовали тайные общества, которые нуждались лишь в легкой модификации, чтобы стать похожим на масонство того времени, описываемое нашей традицией.

Итак, все выводы свидетельствуют о том, что Храм был построен сообществом масонов. Следовательно, нет ничего необычного в теории, что Соломон, который выступал заказчиком, и Хирам, Царь Тирский, которому принадлежали многие строители, оказывали обществу свое покровительство и поддержку, таким образом связав свои имена с традицией.

За семь лет эта связь стала очень сильной, даже после отъезда каждая небольшая группа каменщиков продолжала ощущать эту связь общности и гордилась своим великим достижением. В результате организации, хранящие такие же или похожие традиции, распространили их весьма широко. И вскоре среди многих сообществ каменщиков распространилась идея, что их древние братья воздвигли Храм.

В любом случае, ясно, что в древних Мистериях Соломон нашел оформившиеся общества, которые, при небольших изменениях, были прекрасно приспособлены для создания и развития связи единства и общности среди работников на строительстве Храма, что делало их более эффективными, умелыми и усердными, а также позволяло ускорить их работу. Таким образом, нет ничего невероятного в предположении, что Соломон, будучи весьма мудрым и знающим человеческую природу, использовал религиозные ассоциации своего времени для того, чтобы завершить свое великое и священное начинание.

Это предположение не означает, что все квалифицированные ремесленники в тогдашнем мире были заняты в строительстве Храма, или то, что масонство происходит только от тех, кто принимал в нем участие. Количество строителей было достаточно большим, чтобы среди всех классов строителей того времени вскоре получила распространение традиция, говорящая о том, что их предки по ремеслу строили Храм Соломона. Таким образом, следует рационально относиться к этой традиции, не настаивая на ее исторической точности.

СКРОМНОСТЬ ИСТИННОГО ХАРАКТЕРА
Было сказано, что при строительстве Храма Соломона не было слышно ударов железных инструментов. Аутентичным историческим фактом является то, что иудеи, не говоря о прочих древних народах, считали, что железный инструмент осквернял алтарь Бога. Так во времена Моисея законы предписывали не использовать железные инструменты во время возведения алтаря или камня, посвященного Иегове. Точно так же работа по возведению Храма проходила бесшумно, но быстро и совершенно.

Эта традиция, произошедшая из известных фактов иудейской истории, обладает прекрасным символизмом. Он состоит в следующем: возведение и украшение морального и духовного храма, то есть человеческого характера, которым мы занимаемся, не связано с лязгом шумных инструментов. В построении истинного характера нет ни хвастовства, ни притворства; это тихий, бесшумный процесс. Лишь пустой сосуд издает громкий звук.

ПОКРЫТИЕ, КРОВЕЛЬЩИК, СТРАЖ (TILE, TILER, TYLER)
Эти привычные для масонства слова происходят от слова tile, означающего покрытие черепицей крыш домов. Покрыть дом значит сокрыть его от посторонних; кладущий черепицу (tile) на крышу, покрывающий (tiles) дом, называется мастером по кладке черепице (tiler, в английском —  синоним должности привратника). Таким образом, закрыть ложу от вторжений значит покрыть ее; офицер, делающий это, называется tiler (привратник). В символической системе, подобной нашей, человек, покрывающий крышу (tyler) символически становится привратником (tiler) ложи.

ЗНАК К ПОРЯДКУ 
Это еще одна этимологическая головоломка. Неизвестно откуда происходит этот термин (Due Guard), равно как и его литературное значение. Этот термин используется исключительно в масонской среде. Обычно считается, что это американизм и что он неизвестен в Англии. Но брат В. Дж. Сонгхёрст, Секретарь Ложи «Четверо Коронованных» №2076 на Востоке г. Лондона, исследовал это выражение и утверждает, что оно известно на Британских Островах, и что он представляет собой искаженное французское Dieu me garde (Господь охраняет меня). У нас этот знак предназначен для того, чтобы научить масона тщательности, осторожности и осмотрительности, и особенно осторожности в сохранении тайны, связанной с определенными его обязательствами.

ВЕРВИЕ
Раньше кандидат вводился в ложу за вервие. Мы видим, что это посвящение в ложу Учеников символизирует рождение. У индусов брахманы носили священную веревку, символизирующую второе рождение, пережитое ими. Таким образом, мы можем сказать, что вервие в масонстве имеет подобное соответствие. У него также имеется более глубокий символизм. Его обычный литературный эквивалент – трос или веревка, за которую что-либо ведут или тянут. Таким образом оно символизирует те силы и влияния, которые направляют не только личность, но и всю человеческую расу, от состояния невежественности и тьмы к свету и знанию. Эти символические значения вервия вероятно использовались во многих, если не во всех, древних инициатических системах. Объяснение символизма вервия в нашей лекции является одним из поверхностных объяснений.

В этом термине и том смысле, в котором он используется в нашем ритуале, чувствуется запах моря (поскольку ученика тянут за вервие, подобно кораблю – прим. пер.). Откуда же он происходит? Наверняка не от иудеев, которые не были морским народом. Традиция связывает наше братство с финикийцами, которые были величайшими мореплавателями древнего мира. Возможно, здесь мы видим еще одно свидетельство того, что наша традиция не такая уж и необоснованная.
Доктор Джордж Оливер в своей «Теократической Философии Масонства» говорит нам, что в древних мистериях неофит связывался цепью и цепь символизировала покаяние, наложенное на каждого кандидата его заключением в пастос.

Он говорит, что фраза «он покорился цепи» означает, что «он перенес испытания приуготовления и инициацию с терпением и стойкостью».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ