Символизм наугольника

Бр:. А.Г.

Перекрещенные циркуль и наугольник, пожалуй, являются наиболее широко распространенным символом, с которым ассоциируется Масонство. Эти инструменты, вместе с Книгой Закона, являются тремя Великими Светочами Ложи. В этой работе я попробую поставить во главу угла лишь один из них – наугольник, раскрыть его символическое значение и проследить историю появления этого символа в наших ложах.

Инструмент, являющийся темой нашей сегодняшней беседы, становится необходимым атрибутом Вольного Каменщика, приступившего к обработке своего грубого камня. Как известно, Братья и Сестры распознают друг друга по Знакам, Словам и Прикосновениям. Знаки же (которые есть суть поведение Масона, всегда ровное и открытое), совершаются при помощи Уровня, Отвеса и Наугольника; при этом последний обозначает идеи Правосудия и Справедливости. Справедливое правление Мудрости символизирует наугольник-подвеска Досточтимого Мастера. Наугольник, как прямой угол, повсеместно присутствует в наших работах – в знаках «К Порядку» и «К Признанию», в движении Обрядоначальника и Эксперта, в перекрестии шпаги и булавы над алтарем. В некоторых ритуалах также особый акцент делается на том, что преклоненное колено перед алтарем приношения клятв по форме соотносится с наугольником. Именно с его помощью каменщик может создать идеальный камень, чьи грани пересекаются под углом в 90 градусов (этот угол называют «совершенным углом»). И только такой камень может стать частью здания, стены или храма. Любой другой угол будет неверным. К слову, интересный факт — в иврите, буквой с числовым значением 90 является Цади (צ, ץ) и ее значение – «справедливость» – совпадает с символизмом наугольника.

Одно из ранних упоминаний перекрещенных циркуля с наугольником относится к 1607 году. В труде Джона Дэвиса, озаглавленном Semma Totalis или «Всё во Всем и Подобно Вовеки» он описывает реальность и Бога следующим образом: «Это форма бесформенного божества нарисована при помощи Циркуля и Наугольника нашего Вероисповедания». Также обращает на себя внимание интересная находка, сделанная Заместителем Великого Провинциального Мастера Северного и Восточного Йоркшира. В 1830-м году, под основанием древнего моста в Лимерике был обнаружен старый латунный наугольник с надписью «Я буду стремиться жить с Любовью и Заботой, по Уровню, согласно Наугольнику». На этом на наугольнике стоит дата – 1517 год. Таким образом, следует отметить, что особое значение этому символу придавалось задолго до появления спекулятивного масонства, для которого он также стал важным рабочим инструментом. Оперативные масоны использовали три вида угольников: измерительный наугольник (the square gauge), проверочный наугольник (the try square) и виселичный наугольник (the gallows square). Измерительный наугольник это угольник с различными системами измерения, нанесенными на внутренние стороны, который использовался для проверки кубических тесаных камней или поперечных срезов камней, находившихся в обработке. У проверочного наугольника были две равные стороны, составлявшие угол в 90 градусов, им не измеряли длины, а только проверяли угол между двумя гранями камня. Виселичный наугольник (который, судя по всему, назван так по форме перекладины виселицы) используется для наметки правильных прямых углов, у него неравные стороны, угол между которыми равен 90 градусам. Обе стороны калибровались, чтобы облегчить измерение величин при разметке камней для дальнейшей их обработки. Он также использовался при разметке оснований колонн, стенных ниш и других деталей на горизонтальных проекциях зданий. Обычно, размеры сторон виселичного наугольника, которым пользовались в оперативных ложах, составляли 12 и 18 дюймов, то есть соотношение было 2:3. Наугольник, который использовался для стандартных операций, назывался Пифагорейским наугольником, размеры его сторон составляли 18 и 24 дюйма, соответственно соотношение составляло 3:4. Размеры сторон самого большого из используемых в те времена наугольников, которым проверяли внешние и внутренние углы стен, составляли 24 и 36 дюймов, соотношение 2:3.

Когда кандидат проходит обряд посвящения, он принимает обязательство соизмерять свои действия, используя наугольник для проверки граней своего пока еще грубого камня. В оперативных ложах при приеме кандидата он преклонял обнаженные колени, стоя на обтесанном камне, который помещался внутрь измерительного наугольника.

Уже в самых первых спекулятивных ложах Книга Закона возлагалась на алтарь и на нее клали циркуль с наугольником. В катехизисе 1725 года мы читаем ответ на вопрос «Что составляет ложу?»: «Господь и Наугольник, и пять, либо же семь верных и совершенных масонов». Здесь наугольник становится символом морали, который в сочетании с верой дает свет всей ложе. МакБрайд так описывает наугольник: «…в Наугольнике мы видим эмблему священного правосудия, правящего всеми вещами».
В большинстве ирландских лож его описывают следующим образом: «…Наугольник есть эмблема морали и он учит нас, что все наши действия по отношению к нашим близким должны быть испытаны Наугольником морали». В английских и шотландских ложах наугольник описывается подобным образом: «…Книга священного закона управляет нашей Верой, Наугольник управляет нашими действиями и Циркуль поддерживает наши связи со всем человечеством, в особенности с нашими братьями по масонскому ордену». Маккей говорил о наугольнике, как об «одном из наиболее важных и значимых символов в Масонстве».

Виселичный или пифагорейский наугольник с соотношением сторон 3:4 является символом Мастера в некоторых современных континентальных Ложах. Некоторые исследователи утверждают, что он использовался в ранних спекулятивных Ложах, заменяя букву G, которая появилась позднее и, таким образом, являлся символом Бога. Взаимосвязь наугольника с этой буквой можно увидеть в средневековых манускриптах, где букву G часто заменяли греческой гаммой (Г), по своей форме похожей на наугольник.

После 1830 года, когда на подвесках британских Досточтимых Мастеров появилась 47 теорема Евклида, этот наугольник по неясным причинам был заменен на проверочный наугольник с равными сторонами. Возможно, эта перемена обозначила страсть ранних ритуалистов к всеобщей симметрии. Эта подвеска для Мастера является напоминанием о том, что ему следует верно и справедливо управлять своей Ложей. Также в подвесках шотландских Мастеров, ирландских Бывших Мастеров и многих американских Мастеров мы можем увидеть объединенные циркуль и проверочный наугольник. При этом американские масоны часто наносят на него разметку в дюймах (ошибка, появившаяся в масонстве не без помощи Джереми Кросса), делая его инструментом для измерения длины, каковым проверочный наугольник не является.

Наугольник (квадрат) связан с символизмом Земли, в то время как циркуль (круг) символизирует Небо. В некоторых древних традициях земля представляется в форме квадрата. Высказывание пророка Исайи «И воздвигнет знамение в язычниках и соберёт погибших Израилевых и рассеяние Иудино от четырёх краёв земли» некоторые исследователи считают косвенным подтверждением этой концепции. Таким образом, перекрещенные Наугольник и Циркуль символизируют единение земного и небесного, древний эзотерический принцип «Что наверху – то и внизу». Наугольник описывает идеальный земной порядок, гармоничное соотношение сторон и углов, заложенное в основу любого здания, равно как и любого земного общества. Две стороны наугольника, как горизонталь и вертикаль, сами по себе могут представлять единение двух принципов – земного и небесного, материи и духа. Используя наугольник при обработке грубого камня, вольный каменщик должен соизмерять свою земную жизнь с божественным законом, стремясь к совершенствованию самого себя. Альберт Пайк в «Морали и Догме» говорит, что «Циркуль является Герметическим символом Творящего Божества, а Наугольник – символом плодоносящей Земли или Вселенной». Также существует версия, трактующая горизонталь, как символ физического, а вертикаль – как символ психического начала в человеке. Таким образом, когда они в образе уровня и отвеса встречаются, образуя прямой угол, они символизируют баланс и гармонию двух начал, представленную наугольником.

Наугольник представляет собой эталон, стандарт, которому необходимо следовать, если мы не хотим, чтобы наш дом упал под первым порывом ветра. Если каждый из нас в отдельности и все общество в целом лишится стандартов, которым нужно следовать при строительстве зданий нашей собственной жизни, мы потеряем стабильность и наш исход будет предопределен. МакБрайд так говорит об этом: «Здание не выстоит, если оно не построено по принципу Наугольника. Жизнь человеческая лежит в руинах, если прожита не по принципу Наугольника. Сообщество будет процветающим и гармоничным лишь тогда, когда оно руководимо Наугольником».

Наугольник определяет нашу мораль. В древнем китайском труде, озаглавленном «Великое Учение» (V в. до н.э.), указывается, что человек не должен делать другим того, что не желает себе (сам по себе этот принцип был сформулирован Конфуцием и явился одним из ключевых принципов конфуцианства), и при этом автор добавляет: «Это называется принципом действия Наугольника». Также, последователь Конфуция, Мециус, живший примерно тогда же, около 500 г. до н.э., писал: «Нам известно, что множество ученых ремесленников не могут без циркуля и угольника создать совершенных прямоугольников или совершенных кругов, и потому всем людям следует образно применять их к своим жизням, если они хотят следовать прямым и ровным дорогам, и пребывать в связи с честью и добродетелью».

Итак, подводя итог и собирая богатый символизм наугольника в единое целое. Обратимся к Маккею и его «Энциклопедии Масонства»: «1) Для Неофита он представлен, как один из Трех Светочей Ложи. 2) Для Подмастерья – это один из рабочих инструментов. 3) Для Мастера – это официальная эмблема мастера ложи. Однако он преподает один и тот же урок – морали, правильности и честности». У спекулятивных масонов существует концепция, выраженная словами «Жить по уровню и наугольнику», то есть в течение своей жизненной деятельности опираться на всеобщие универсальные принципы равенства и справедливости. Каждый день нашей жизни предоставляет нам множество возможностей выбора. С самого своего пробуждения и до отхода ко сну мы выбираем, как поступить: так или иначе, правильно или неверно, приблизиться к добродетели или к пороку, ступить на белую клетку или на черную. Действия вольного каменщика должны быть подчинены высшим принципам, которые исповедуются нашим Орденом. Таким образом, когда перед масоном встает вопрос выбора, он должен соотнести свои действия с наугольником, внутренним высоким стандартом, проверить угол своего камня и поступить так, как подсказывает его совесть. Таким образом, будет сделан верный выбор и если и в дальнейшем масон продолжит соотносить свои действия с этим весьма важным для нас инструментом, представляющим добродетель и справедливость, то вся жизнь его наполнится праведностью и истинно масонским духом. На мой взгляд, эта «проверка углов» своего камня является важнейшим механизмом самосовершенствования на пути Вольных Каменщиков.