Размышление о времени
«Что такое время? Если никто не спрашивает меня о нем, я это знаю. Если я хочу объяснить это кому-нибудь, кто спрашивает меня, я этого не знаю». Таким образом Святой Августин Иппонийский выразил трудность удовлетворительного определения времени.
Этот отец Церкви установил следующий парадокс: «Каковы эти два времени, прошлое и будущее? Ибо прошлого уже нет, а будущее еще не наступило…». Прочие важнейшие мыслители говорили о том же. Фритьоф Шуон: «Что такое время, если не знание того, что будет «после»?».
Шваллер де Любич: «Время измеряется движением. В каждое мгновение движение может быть только закончено, или начато. Ничего другого совершаться не может, прошлое и будущее не бывают «в одно и то же время».
Что же тогда настоящее? Давайте посмотрим на еще несколько цитат для размышления.
Мы можем сказать, что прошлое и будущее существуют, только благодаря тому, что есть настоящее. Гастон Башляр, в своей книге «Диалектика времени» утверждает: «Время имеет только одну реальность, реальность мгновения». Фактически, мгновение — это не часть времени, а только предел, который каждый раз определяет «до» и «после».
Рене Генон говорит еще точнее: «Настоящее — это неделимое «мгновение», которое, находясь между прошлым и будущим, подобно отражению вечности во времени». Философ Кьеркегор, со своей стороны, представляет «мгновение» как пересечение временного и вечного.
Эта точка пересечения также является местом встречи. Анник де Сузенель говорит нам о мистическом времени, «которое… истинно, а не иллюзорно, оно требует встречи Абсолютного и относительного в своей центральной точке, оно движется в вертикальном направлении, оно обозначает живое время».
Мистическое время, священное время, о котором также говорит Мирча Элиаде: «Священное время предстает в парадоксальном аспекте циклического, обратимого и возобновляемого Времени, это своего рода мифическое вечное настоящее, которое периодически реинтегрируется посредством обрядов… священное время, которое, в некоторых отношениях, может быть возведено в ранг Вечности».
Платон тоже устанавливает связь между временем и вечностью: «Время — это движущийся образ неподвижной вечности». Шваллер де Любич подтверждает: «Нынешний момент, следовательно, непреодолим: он находится вне времени, потому что он расположен вне измеримого движения». Он олицетворяет условия существования Абсолюта.
Святой Августин утверждает: «Само настоящее, если бы оно всегда было настоящим, не потерявшись в прошлом, уже не было бы временем; оно было бы вечностью… Если мы имеем право сказать, что время существует, то лишь потому, что оно движется в сторону небытия». Для этого богослова Вечность — это не что иное, как совершенное владение собой в одно и то же мгновение.