Путеводитель по эзотерическому масонству

Уильям Стив Баркл

Масонство, в целом, состоит из разных типов личностей, чье восприятие масонства во многом зависит от самой личности и интересов каждой из них. Масонство часто сравнивается со сложным узором ковра из разноцветных, переплетающихся нитей-индивидуальностей, которые издалека кажутся единым целым. Брат-масон Пратт, основываясь на поведенческих характеристиках, разработал список различных «ярлыков» для масонов, который включает «Социалиста», «Историка», «Ритуалиста», «Философа», «Знатока масонского закона», «Символиста» и «Собирателя». Я бы добавил к этому списку «Благотворителя» и «Попечителя». Мне кажется, что каждый из нас может вспомнить членов своей Ложи, попадающих под ту или иную категорию.
Масоны-эзотерики обычно попадают под один или несколько из этих «ярлыков», при этом «Историк», «Ритуалист», «Символист» и «Философ» являются наиболее распространенными. Каждый посвященный масон, так или иначе, является потенциальным масоном-эзотериком, поскольку все масоны ищут просветления (света) через процесс инициации. Именно этот поиск света становится целью после понимания сокрытого духовного знания, которое отличает масона-эзотерика и определяет эзотерическое масонство.

Эзотерическое масонство — не для каждого, даже не для всех из тех, кто обрел дар просветления. Оно совершенно отличается от характера работ масонов, которые по различным причинам оказались не склонными к эзотерическому пути. К сожалению, многие масоны заявляют, что в масонстве просто не существует никакого эзотерического содержания, даже при том, что масонские ритуалы свидетельствуют о противоположном.  Брат Роберт Дэвис ясно выразил эту мысль в своей статье:

«Мы все знаем тех масонов, которые верят всем сердцем, что в масонских ритуалах нет ничего духовного. Есть те, кто заявляет, будто мы не можем научиться ничему за пределами текстов ритуалов. Есть даже такие, которые бывают шокированы, когда кто-нибудь предполагает, что можно проводить каббалистические, алхимические или герметические аналогии с масонскими степенями. Они не обращают внимания на то, что каждому кандидату перед вступлением в самую первую степень говорят, что масонство — это система символических наставлений, преподанных через аллегории».

Некоторые Великие Ложи открыто преуменьшают значение эзотеризма и считают масонские эзотерические труды вотчиной «периферийного масонства». Этот термин часто употребляют в отношении специфических немасонских организаций, которые обычно были основаны теми людьми, которые также были масонами и занимались исследованиями эзотерической и мистической тематики. Эти организации обычно включают в себя систему прогрессивных градусов и часто их структура отражает масонское влияние. Музей Национального Наследия хранит небольшую коллекцию оккультных текстов, которые четко попадают в классификацию «периферийного масонства». Следует отметить, что термин «периферийный», примененный к этим организациям, не означает, что их традиции или учебные программы являются фальшивыми или недостойными; в наше время было бы лучше использовать термин «квазимасонский» вместо «периферийный».

Попытки отрицания эзотерической природы масонства происходят от невежества и являются продолжением реакции на антимасонские движения ранних 1800-х гг. Интересно отметить, что за последние три века репутация мирового масонства наиболее пострадала от обвинений в государственной измене в Англии, которые вылились в «Акт 1799 г. о Незаконных обществах», обвинений в убийстве, связанных с Делом Моргана (США, 1826 г.), а также масонству бросали вызов церковные власти, результатом чего стала Папская Энциклика Льва XIII, известная какHumanum Genusнаписанная в 1884 г. При этом, кроме процесса над Тамплиерами (а в наше время с них уже сняты обвинения в ереси), обвинения в оккультизме никогда не играли значительной роли в попытке нанести урон или дискредитировать масонство. Даже в современном мире, где изобретен интернет, такая дезинформация все равно остается неэффективной, несмотря на, казалось бы, бесконечный поток сенсационных обвинений в «оккультизме», выдвигаемых критиками Ордена. Все потому, что большая часть этих обвинений звучит настолько фантастично, что хочется смеяться, и в целом очевидно, что корнем этих домыслов является невежество.

Правда состоит в том, что эзотерическое масонство активно развивается. Причин для этого много и две главные из них состоят в том, что а) люди приходят в масонство в поиске особого духовного опыта, которого им не хватает на их религиозном и светском пути, и что б) серия новелл и фильмов Дэна Брауна пробудила в них интерес к эзотерике. Эти люди верят, что масонство — это путь великого эзотерического знания. К сожалению, они часто выходят из Братства разочарованными.
Эта статья представляет мнение, состоящее в том, что эзотерика — это естественный элемент масонства, которое является хранителем огромного количества тайных знаний, которые были зашифрованы в наших ритуалах, символах и традициях. Статья также представит описание того, что представляет собой эзотерическая масонская практика и определит некоторые ресурсы для эзотерических исследований.

ЭЗОТЕРИКА.

«Эзотерика» — это термин, который буквально означает «сокрытое». Хотя он фактически синонимичен термину «оккультизм», но все же лучше использовать именно его при обсуждении тайных смыслов, присутствующих в масонском ритуале и символизме из-за негативных ассоциаций, связанных со словом «оккультизм», возникших из-за страшных голливудских фильмов и журналистских расследований отвратительных псевдо-оккультных  преступлений, которые скорее следует назвать «ненормальными» или «безумными», чем оккультными. Истинный оккультизм скрывает знание, которое обычно считается священным или содержащим в себе тайну и может стать причиной гонений на того, кто обладает им. Я не буду развивать эту мысль, отмечу лишь, что наша история полна примеров того, как разные личности преследовались за то, что их верования были противоположны верованиям власть предержащих.

Масонство часто описывается, как «система морали, облаченная в аллегорию и иллюстрированная символами». Аллегорию можно просто обозначить как историю с двумя смыслами. Например, в Новом Завете аллегории или притчи активно использовались Христом. В масонстве мы расширяем определение аллегории, включая в нее метафорическое содержание нашего ритуала, нашей традиции и нашего символизма.

Исследуя сокрытый смысл и глубокое значение нашего ритуала, Брат Уилмхерст писал:

«Наше учение облачено в аллегорию и символ, и его более глубокое значение не появляется на поверхности ритуала. Отчасти это связано с человеческой жизнью и миром, в котором мы обитаем, которые сами по себе являются аллегориями и символами иного бытия и покровов иного мира».

Вот почему мы обычно считаем эзотерические аспекты масонства сокрытыми частями наших экзотерических (открытых) практик, которые несут в себе глубокий и, как правило, мистический смысл. В процессе открытия и трактовки этих глубоких смыслов, мы погружаемся в размышления, т.е. мы формулируем тезис. Для одного эзотерического элемента мы можем найти несколько различных значений, или найти параллели между трактовками нескольких на первый взгляд несвязанных эзотерических элементов. В процессе размышления над ними мы стремимся достигнуть тайного знания, собранного во время нашей работы в том или ином градусе из исторических и эзотерических источников. Важно понимать, что наше «размышление» это не то же самое, что «гипотеза». Процесс размышления — это трудная и утомительная работа, но оно также является приятным трудом, который мы охотно совершаем в поисках просветления.

Опыт просветления немного похож на многие другие духовные жизненные опыты, его можно ощутить, но невозможно описать или объяснить, он сам по себе отрицает любые попытки сделать это. Люди искусства на протяжении веков пытались использовать музыку, живопись, скульптуру и другие невербальные средства для выражения смысла подобного просветления. Карл Юнг, пионер в науке психоанализа, потратил достаточно времени на изучение природы мистического откровения. Результатом его усилий стало развитие сложной теории, которая выделяет часть нашего сознания, известную как «коллективное бессознательное», из которой, согласно Юнгу, проистекает духовный опыт. Вероятно, можно предположить, что опыт просветления относится к этой же категории.

Один пункт, с котором согласны все масоны-эзотерики, состоит в том, что масонство — это инициатическая традиция, то есть оно включает в себя систему ритуальных посвящений. Процесс посвящения в масонские степени помогает расширить возможности восприятия просветления. Многие масоны с великим почтением вспоминают момент, когда они получили невероятный дар Света. Однако, не все масоны правильно воспринимают свою инициацию. Для этого есть множество причин, например ритуал был выполнен с ошибками или просто достаточно слабо, или посвящаемый (или наблюдающие за ним масоны) не был должным образом приуготовлен к посвящению. Часто духовное состояние кандидата не позволяет назвать его готовым к инициации.

В любом случае, истинный знак эзотерического масонства не в том, что кто-то достиг просветления, а скорее в том, что он собирается делать после его достижения. Само по себе просветление — это космическая искра, которая сообщает посвященному о том, что во вселенной есть нечто большее, чем просто видимый мир, если ты стараешься найти и открыть его. Очевидно, что если масон не преуспеет в поиске этого сокрытого знания, то весь опыт просветления окажется напрасным.

ИСТОЧНИКИ

В одной из степеней кандидату предлагают глубже изучить «Семь Свободных Искусств и Наук», которые состоят из Квадривиума (четыре дороги) и Тривиума (три дороги). Квадривиум составлен из Арифметики (число в самом себе), Геометрии (число в пространстве), Музыки (число во времени) и Астрономии (число в пространстве и времени). Тривиум включает темы Грамматики, Риторики и Логики. Когда-то эти темы были признаны основными знаниями, необходимыми для образованного человека и даже сегодня они остаются базовыми науками, знание которых необходимо для получения учебной степени во многих Колледжах Свободных Искусств. Свободные Искусства и Науки могут быть очень важны для развития рационального мышления, но они не всегда являются оптимальной основой для успешного эзотерического исследования, для этого нужно дополнительное образование.

Наилучшим образом эта дополнительная работа осуществляется благодаря самообучению и помощи опытного наставника, который дает толковые советы, когда посвященный сбивается с верного пути. Такие наставники редко встречаются в Ложах, вместо них братство предоставляет новопосвященному инструктора, который опытен в интерпретации ритуального кодекса, настаивает на заучивании отдельных частей текста и дает лишь одно буквальное (экзотерическое) значение символа, который, на деле, мог бы привести к очень глубоким эзотерическим концепциям. Часто инструктор будет преуменьшать значение вопросов, связанных с эзотерическим содержанием ритуала. Чаще всего для того, чтобы получить основное представление о мистериях и критических взгляд на процесс просвещения, необходимо предпринять серьезное самостоятельно исследование. Эта работа должна быть предпринята с минимальным влиянием со стороны остальных. Иначе говоря, человек не так ценит те ответы, которые были ему даны, как те, которые он приобрел своими собственными усилиями.

Где же члену ордена следует начинать свой поиск методов расширения знания и получения большего количества света? Для Мастера, вероятно, лучшей отправной точкой может послужить членство в Древнем и Принятом Шотландском Уставе или в Йоркском Уставе, или в обоих из них. Эти организации предлагают новому Мастеру масону обширнейшее эзотерическое знание и делают это гораздо более явно, чем Ложи  символического масонства (1-3 градусы). Редко можно встретить действительно грамотных масонов-эзотериков, не посвященных в одну из этих организаций. Но, как было сказано, ответственность за просвещение лежит на самом масоне и ему нечасто будут встречаться простые ответы, для которых не нужно самообразование.

Основные источники для изучения вы можете встретить в литературе, истории и традициях древних школ мистерий, особенно тех, которые относились к герметическим наукам/искусствам и к каббале. В то время как большинство написанных работ, связанных с этими темами, можно найти в общественной библиотеке или онлайн, но есть еще множество дополнительной литературы, которую должен изучить каждый масон-эзотерик и которые должны стать сердцем его личной библиотеки. Приложение 1 этой статьи перечисляет рекомендованные тексты.

В эту категорию обязательных источников я также включу материалы, которые представляют собой шорт-лист наиболее значимых дополнительных книг. То есть, включив в список Тору, я предполагаю, что эзотерический комментарий к Торе, известный как Зогар, также должен быть включен. Есть много версий сефер-ха-Зогар, но я предлагаю издание Прицгера, доступное сегодня в 6 томах. Для тех, кто решит изучить Коран, я бы порекомендовал блестящий перевод Тоби Майера, озаглавленный «Ключи к Тайне: Эзотерический комментарий Шахрастани к Корану». Для христианской Библии одной из лучших работ можно назвать «Конкорданс Стронга», который можно использовать вместе со многими доступными комментариями по библейскому эзотеризму. В случае с христианской Библией, читатель также может заинтересоваться т.н. Гностическими Евангелиями (Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии и др.). Дополнительно я бы порекомендовал великолепный эзотерический комментарий по библейскому символизму Хэрриета Таттла Бартлетта. Я замечу, что если вы религиозный фундаменталист и свято верите в прямой смысл написанных слов (в ущерб смыслу метафорическому), а также отрицаете влияние древних (включая «языческие» или мифологические) традиций на современную религию, вам скорее всего будет трудно принять эзотерическое масонство. Открытое сознание само по себе весьма ценный ресурс для исследователя, вне зависимости от изучаемого предмета. Помните, что мы обладаем свободой воли и можем отвергать то, что вступает в конфликт с нашими верованиями или же, как вариант, изменять свою систему верований так, как мы пожелаем. Мой собственный опыт говорит о том, что испытания моих убеждений в результате приводили к укреплению моего понимания.

Чтобы улучшить понимание основ эзотерического масонства, полезно получить общие знания об истории, традициях и философии, которые составили основу мистерий, являющихся частью масонства. Поэтому я составил приложение 2, как спиок дополнительной общей литературы. Этот список немного выходит за границы нашей темы. Это попытка облегчить сравнительное чтение. Это техника, при которой одна и та же тема или контекст изучаются при помощи различных текстов, и часто различное разъяснение одной и той же темы дает более полное ее понимание, чем исследование одного источника.

Есть также большое количество специфических текстов, которые нужно читать, чтобы собрать материалы для понимания отдельных искусств и наук, которые в обществе считаются тайными. Эти тексты охватывают широкий диапазон тем, включая астрологию, алхимию, таро, каббалу, нумерологию и прочие подобные темы. Список этих работ вы найдете в приложении 3. Когда эти источники будут изучены и поняты, полезно обратить свое внимание на содержание масонского ритуала и тогда многие сокрытые ключи станут явными.

Также полезно присоединиться к одному из масонских форумов для обсуждения актуальных вопросов.

Я настоятельно призываю читателя избегать так называемых «Нью Эйдж» материалов, которые предлагают только легкое развлечение, не более, а по сути это просто потеря времени.

Надеюсь, я смог помочь вам понять, что эзотеризм — это весьма ценная часть масонства. Истинное понимание нашего ритуала это ключ к его сохранению. Я также надеюсь, что этот скромный путеводитель послужит многим новым масонам, которые начинают свое эзотерическое странствие.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 – Список основных текстов (названия текстов приводятся без перевода для облегчения их поиска, к сожалению большинство из них не были переведены на русский язык. Со временем мы постараемся собрать на нашем форуме большую часть указанной литературы — прим. пер).

1. Hanegraaff, Wouter J. (Ed.), Faivre, Antoine; Van Den Broek, Roelof; Brach & Jean-Pierre (Collaborators). (2005). Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. (2 Vols.). Brill Academic Publishers. ISBN-10: 9004141871; ISBN-13: 978-9004141872.

2. Macoy, Robert. (1989). A Dictionary of Freemasonry. New York: Gramercy Books. ISBN: 0-517-069213-9.

3. Mackey, Albert G. (1917). Encyclopedia of Freemasonry and its Kindred Sciences. Philadelphia: McClure Publishing Company

4. Waite, Arthur Edward. (1970). A New Encyclopedia of Freemasonry and of Cognate Instituted Mysteries: Their Rites Literature and History. New York: Wings Books. ISBN: 0-517-19148-2.

5.Mackey, Albert G. (2004). Lexicon of Freemasonry. New York: Barnes & Noble. ISBN: 0-7607-6003-9.

6. Kaplan, Stuart R. (2006). The Encyclopedia of Tarot. (4 Vols.). United States Games Systems. ISBN-10: 157281540X; ISBN-13: 978-1572815407.

7. Knight, Gareth. (1993). A Practical Guide to Qabalistic Symbolism. (2 Vols.). 1993. Samuel Weiser Inc.

8. Skinner, Stephen (2006). The Complete Magician’s Tables (Tabularum Magicarum). Singapore: Golden Hoard Press.

9. Richardson, Alan. (2008). The Magician’s Tables: A Complete Book of Correspondences. Godsfield Press. ISBN-10: 1841812358; ISBN-13: 9781841812359.

Приложение 2 – Список текстов для общего знания

1. Wilmhurst, W.L. (1999). The Meaning of Masonry. New York: Barnes & Noble. ISBN: 0-7607-1092-9.
2. The Three Initiates. (1908). The Kybalion: A Study of the Hermetic Philosophy of Ancient Egypt and Greece. Chicago: The Yogi Publication Company.

3. Tillyard, E.M.W. (1944).The Elizabethan World Picture: A Study of the Idea of Order in the Age of Shakespeare, Donne, and Milton. New York: The MacMillan Company.

4. Pike, Albert. (1905). Morals and Dogma of the Ancient and Accepted Scottish Rite of Freemasonry. Charleston: Supreme Council of the Thirty-Third Degree for the Southern Jurisdiction of the United States.

5. Hugo, T.W. (1923). Digest-Index of Morals and Dogma of Albert Pike. Charleston: Supreme Council of the Thirty-Third Degree for the Southern Jurisdiction of the United States.

6. Clausen, Henry. (1974). Clausen’s Commentaries On Morals and Dogma. Charleston: Supreme Council of the Thirty-Third Degree for the Southern Jurisdiction of the United States

7. Jung, Carl G. (1964). Man and His Symbols. London: Aldus Books Ltd. LCCN: 64-18631

8. Churchton, Tobias. (2002). The Golden Builders: Alchemists, Rosicrucians, and the First Freemasons. New York: Barnes & Noble. ISBN-13: 978-0-7601-7610-0. ISBN-10: 0-7607-7610-5.

9. Bromwell, Henry P.H. (1909). Restorations of Masonic Geometry and Symbolry: Being a Dissertation of the Lost Knowledges of the Lodge. Denver: The H.P.H. Bromwell Masonic Publishing Company.

10. Blatavsky, H.P. (1930). Isis Unveiled: A Master Key to the Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. London: Rider & Company.

11. Fortune, Dion. (1967). Sane Occultism. London: Aquarian Press

12. Hall, Manly P. (1936). Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabalistic, and Rosicrucian Symbolical Philosophy. Los Angeles: Philosophical Research Society.

13. Regardie, Israel. (1946). The Romance of Metaphysics: An Introduction to the History, Theory and Psychology of Modern Metaphysics. Chicago: Aries Press.

14. Frazer, James George. (1947). The Golden Bough: A Study In Magic And Religion: A detailed examination of the forms of occult practice across the world and the ages. Supernatural Beliefs and Mysticism , Magic Spells & Practice , Ancient Deities , Witches & Witchcraft , Fairies , Demons , Human Sacrifice , the Druids , etc., etc. New York: MacMillan Company.

15. Lomas, Robert. (2004). Freemasonry and the Birth of Modern Science. New York: Barnes & Noble. ISBN: 0-7607-5431-4.

16. MacNulty, W. Kirk. (2006). Freemasonry: Symbols, Secrets, Significance. London: Thames & Hudson Company, Inc. ISBN-13: 978-0-500-51302-6. ISBN-10: 0-500-51302-3.

17. De Hoyos, Arturo & Morris, S. Brent . (2007). Committed to the Flames: The History and Rituals of a Secret Masonic Rite. Lewis Masonic Publications Ltd. ISBN-10: 0853182930; ISBN-13: 9780853182931.

18. Skinner, Stephen. (2006). Sacred Geometry: Deciphering the Codes. New York: Sterling Publishing Company, Inc. ISBN-13: 978-1-4027-4129-6. ISBN-10: 1-4027-4129-4.

19. Yarker, John. (1909). The Arcane Schools: A Review of Their Origin and Antiquity with a General History of Freemasonry and Its Relation to the Theosophic, Scientific, and Philosophic Mysteries. William Taft.
20. Atwood, Mary Ann. (1976). A Suggestive Inquiry into Hermetic Mystery. Yoga Publication Society. ISBN-10: 0911662642; ISBN-13: 978-0911662641.

21. Blavatsky, H.P. (1921). The Secret Doctrine: Religion and Philosophy. (Vols. 1-3 & Index). London: Theosophical Publishing.

22. Boehme, Jacob.(1911). The Forty Questions of the Soul and The Clavis. (John Sparrow, Trans.). London: John M. Watkins. Facsimile Edition Sure Fire Press, 1993

23. Leadbeater, C.W.. (1923). The Monad & Other Essays Upon The Higher Consciousness. American Theosophical Society.

24. Mead, G.R.S. (1906). Thrice Greatest Hermes: Studies in Hellenistic Theosophy and Gnosis: Being a Translation of the Extant Sermons and Fragments of the Trismegistic Literature With Prolegomena Commentaries and Notes. (3 Vols.). London, Benares: Theosophical Publishing Company.

25. Pike, Albert. The Book of Words: Sephir H’Debarim.(1999).Washington, DC.: The Scotish Rite Research Society.

26. Plummer, George Winslow. (1918). A Masonic Compendium to the Sacred Books and Early Literature of the East: Being a Digest of all Allusions to the Antiquity, Archaeology, and Ceremonial … with a Guide to Masonic Research. New York: Masonic Publishing Company.

27. Thorndike, Lynn. (2005). The Place of Magic in the Intellectual History of Europe. (Joel Radcliffe, Ed.) Seattle, Washington: Ars Obscura Press. ISBN: 0-9623780-9-7.

28. van den Broek, R. & Hanegraaff, Wouter J. (Eds.) (1997). Gnosis and Hermeticism from Antiquity to Modern Times. State University of New York Press. ISBN-10: 079143611X; ISBN-13: 978-0791436110.

Приложение 3 — Тематический список  

Каббала.

1. Regardie, Israel. (1932). A Garden of Pomegranates an Outline of the Qabalah. New York: Rider & Company.

2. MacGregor Mathers. S.L. (1951). The Kabbalah Unveiled: Containing the Following Books of the Zohar. The Book of Concealed Mystery, The Greater Holy Assembly and The Lesser Holy Assembly. London/New York: Routledge & Kegan Paul.

3. Wescott, William Wynn. (ND). An Introduction to the Study of The Kabalah: With Eight Diagrams. Hackensack, (New Jersey: Wehman Bros. Publishers & Distributors). New York: Allied Publications.

4. Achad, Frater (Charles Stansfeld Jones). (1969). Q.B.L. or The Bride’s Reception. (QBL): Being a Short Cabalistic Treatise on the Nature and Use of the Tree of Life. New York, NY: Samuel Weiser Inc.

5. Dedopulos, Tim. (2005). Kabbalah: An Illustrated Introduction to the Esoteric Heart of Jewish Mysticism. New York. Gramercy Books. ISBN: 0-517-22648-0.

6. Fortune, Dion. (1979). The Mystical Qabalah. London: Ernest Benn Limited.

7. Waite, A.E. The Holy Kabbalah. (1929). New York: University Books. (LCCN: 60-12164).

Астрология.

8. Crowley, Aleister and Smith Adams, Evangeline. (2002). The General Principles of Astrology. Red Wheel Weiser. ISBN-10: 0877289085; ISBN-13: 9780877289081.

9. Adams, Evangeline. (1931). Astrology: Your Place Among The Stars. New York: Dodd Mead

10. Eshelman, James A. & Stanton, Tom. (1976). The New Instant Astrologer. Los Angeles: The Astro Press. ISBN-10: 0893220140; ISBN-13: 9780893220143.

11. Gaston, Wilbur. (1927). First Principles of Astrology. London: Rider & Co.

12. Lilly, William. (1835). An Introduction to Astrology : Being the Whole of that Celebrated Author’s Rules for the Practice of Horary Astrology, Divested of the Superstitions of the Seventeenth Century : to Which are Added Numerous Emendations, Adapted to the Improved State of the Science in the Present Day. Zadkiel (Richard James Morrison) (Ed.). London: Sherwood, Gilbert, and Piper.

13. Heindel, Max & Foss, Augusta. (1927). The Message of the Stars An Esoteric Exposition of Natal and Medical Astrology Explaining the Arts of Reading the Horoscope and Diagnosing Disease. California: Rosicrucian Felowship.

14. Gauquelin, Michael. (1973). Cosmic Influences on Human Behavior. New York: Stein and Day. ISBN: 0812815432.

15. Sepharial (pseud.) (Walter Richard Gorn Old). (1909). The New Manual of Astrology in Four Books. London: Nichols & Co.

16. Llewellyn, George & Bytheriver, Marylee. (1977). The New A to Z Horoscope Maker and Delineator. St. Paul, Minnesota: Llewellyn Publications. ISBN: 0875422632

17. Parker., Derek. (1975). Familiar to All: William Lilly and Astrology in the Seventeenth Century. London: Jonathan Cape Ltd. ISBN: 0 224 01112 X.272.

Алхимия.

18. Case, Paul Foster. (2008). Esoteric keys of Alchemy. Vancouver: Ishtar Publishing.

19. Albertus, Frater (Albert Richard Reidel). (1974). The Alchemist’s Handbook. (Manual for Practical Laboratory Alchemy). New York, NY: Samuel Weiser Inc.

20. Regardie, Israel. (1970). The Philosophers Stone: A Comparative Approach to Alchemy From the Psychological and Magical Points of View. St. Paul, Minnesota: Llewellen Publications.

21. Maxwell-Stuart, P. G. (2008). The Chemical Choir: A History of Alchemy. Hambledon & London. ISBN-10: 184725148X; ISBN-13: 9781847251480.

22. Skinner, Stephen. (1976). Lapidus; In Pursuiit of Gold Today: Alchemy in Theory and Practice. New York: Samuel Weiser, Inc.

23. Clymer, R. Swinburne. (1959). The Science of Spiritual Alchemy. The Philosophical Publishing Company.

24. Ashenden, Gavin. (2007). Charles Williams: Alchemy and Integration. Kent State University, Press. ISBN 0-87338-781-3 ; 978-0-87338-781-1.
25. Bacstrom, Sigismund (Trans.). (1983).Aurea Catena Homeri : The Golden Chain of Homerus.That is a Description of Nature and Natural Things. San Francisco: Sapere Aude Metaphysical Republishers.

26. De Rola, Stanislas Klossowski. (1988). The Golden Game: Alchemical Engravings of the Seventeenth Century. George Braziller. ISBN-10: 0807612006; ISBN-13: 9780807612002

27. Raleigh, A.S. (1916). Philosophia Hermetica: A Course of Ten Lessons, Being an Introduction to The Philosophy of Alchemy. San Francisco: Hermetic Publishing Company .

Магия.

28. Regardie, Israel. (1968. The Art and Meaning of Magic. London and Edinburgh: Morrison & Gibb Ltd..

29. Barrett, Francis. (1967). The Magus: A Complete System of Occult Philosophy. New York: University Books.

30. Christian, Paul. (1972). The History and Practice of Magic. Citadel Press. ISBN-10: 080650126X; ISBN-13: 978-0806501260.

31. Regardie, Israel (1969). The Tree of Life: A Study in Magic. New York: Samuel Weiser, Inc.

32. Hartman, Franz. (1970). Magic: White and Black. The Science of Finite and Infinite Life. Containing Practical Hints for Students of Occultism. New Hyde Park, New York: University Books.

33. Levi, Eliphas. (1957). The History of Magic. A.E. Waite, Trans. London: Rider & Sons.

34. Levi, Eliphas. (1896). Transcendental Magic: Its Doctrine and Ritual. (A.E. Waite, Trans). London: George Redway.

35. MacGregor Mathers, S.L . (1948). The Book of Sacred Magic of AbraMelin the Mage. (L.W. de Laurence, Ed.). Chicago: The de Laurence Company.

36. Redgrove, Stanley H. (1971). Magic and Mysticism: Studies in Bygone Beliefs. New Hyde Park, New York: University Books.

37. Von Nettesheim, Agrippa (Henry Cornelius). (2009). Three Books of Occult Philosophy. Willis Whitehead (Ed.).

38. Waite, A. E. (1923).The Occult Sciences A Compendium of Transcendental Doctrine and Experiment Embracing an Account of Magical Practices; of Secret Sciences in Connection with Magic; of the Professors of Magical Arts; and of Modern Spiritualism, Mesmerism and Theosophy. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co. Ltd.

39. Hockley, Frederick. (2010). Invocating By Magic Crystal and Mirrors. York Beach Maine: Teitan Press

40. Tahil, Patricia. trans. (2005). De Virtutibus Lapidum: The Virtues of Stones Attributed to Damigeron. Ars Obscura: Seattle. ISBN: 0-9623780-3-8.

Таро.

41. Waite, A.E. Pictorial Key to the Tarot. (1959). New Hyde Park: University Books. LCCN: 59-15903.
42. Case, Paul Foster. (1920). An Introduction to the Study of the Tarot. New York: Azoth Publishing Company

43. Papas (Gerard Encausse). (1914). The Tarot of the Bohemians: The Most Ancient Book in the World. (2nd Ed.). (A.P. Morton, trans.). London: William Rider & Sons, Limited.

44. Case, Paul Foster. (1947). The Book of Tokens: Tarot Meditations (2th Ed.). Los Angeles: Builders of the Adytum.

45. Wang, Robert. (1983). The Qabalistic Tarot. New York: Samuel Weiser. (ISBN: 0-87728-520-9).

Нумерология и символизм.

46. MacNulty, W. Kirk. (2006). Freemasonry: Symbols, Secrets, Significance. London: Thames & Hudson Company, Inc. ISBN-13: 978-0-500-51302-6. ISBN-10: 0-500-51302-3.

47. Lewis, Ralph M. (1984). The Universe of Numbers: Rosicrucian Library Volume XLI. (1st Ed.). San Jose, California: The Supreme Grand Lodge of AMORC, Inc.

48. Berloquin, Pierre. (2008). Hidden Coded & Grand Designs: Secret Languages From Ancient Times to Modern Day. New York: Sterling Publishing Company, Inc. ISBN: 978-1-4027-2833-4.

49. d’Alviella, Count Goblet (Eugene Felicien Albert). (1956). The Migration of Symbols. New York: University Books.

50. Oliver, George. (1984). The Pythagorean Triangle or the Science of Numbers. San Diego: The Wizards Bookshelf.

51. Pike, Albert. (2006). Lecture on Masonic Symbolism and A Second Lecture on Symbolism: The Omkara and Other Ineffable Words. Washington D.C: The Scottish Rite Research Society.

52. Wescott, W. Wynn. (1911). Numbers Their Occult Powers and Mystic Virtue. (3rd Ed.). New York: Allied Publications.