Посвященные и мошенники.
Но зеленеет жизни древо.
В прошлой главе мы представили конечную цель масонства: СВЕТ, то есть Пробуждение, состояние человека, который начинает действовать. По сути, нужно сказать, что Масонство редко рассматривается в этой перспективе. Люди, даже обладающие доброй волей, даже желающие учиться и самосовершенствоваться, даже добрые и благородные не становятся посвященными, лишь надев запон, даже если он изысканно украшен. Они сохраняют свои предубеждения и ментальные структуры, сформированные окружающей средой. Они, по большей части, остаются профанами. Они приходят в Ложу, как в клуб. Там они находят друзей и особую атмосферу, иногда обогащающую их. Они проецируют на ложу свое воображение, свои наваждения, нисколько не изучая самих себя. Некоторые даже в системе «степеней» и иерархии Послушаний находят возможность компенсировать социальные или семейные фрустрации. Это оказывает на них отрицательное влияние: они упускают из вида обучение. Какая радость для этого храброго человека, который в профанской жизни погряз в обыденности, быть принятым в масонской ложе с почестями, слышать в свой адрес комплименты и зваться «Весьма Достопочтенный» или «Весьма Сиятельный», стоя перед ассамблеей. И сам он в свою очередь расточает комплименты… Какой прекрасный вечер для него и ему подобных! Для остальных же это лишь потерянное время.
Другие братья не погружены в обыденность. В жизни они занимают высокое положение. Они уверены, что масонство должно подтверждать и чествовать это положение. В обмен на это они позволяют называть себя Братьями тем, кто «не достоин» их внимания. Они также обладают злополучным влиянием, поскольку принижают масонскую жизнь до уровня светской.
Некоторые хотят сделать из масонства группу идеологического давления (и идеология часто является лишь предлогом, чтобы увеличить собственную значимость и сделать карьеру), однако среди них встречаются искренние люди. Ими манипулируют умелые «карьеристы» и работа ради прогресса человека и общества редко берет верх над их идеями.
Прочие видят в масонстве общество мыслителей, лабораторию идей. Соблазнительное предположение. В закрытой атмосфере Ложи каждый выражает себя свободнее, чем где-либо еще, а обмен идеями всегда плодотворен. Они сами становятся плодотворными, если движутся от синтеза к синтезу и в итоге доходят до того уровня мышления, когда оригинальная мысль исключается ради очевидных ребячеств и добрых чувств, которые пробуждают единодушные высказывания в стиле «Если бы все люди любили друг друга, то в мире не было бы войн».
Если масонские ложи являются лабораториями идей, то они полезны. Но что может дать лаборатория идей, составленная из людей, которые не считают нужным анализировать себя, заниматься самонаблюдением, вновь и вновь задавать вопросы о своих умственных рефлексах, которые игнорируют все, кроме своих идей, являющихся лишь прикрытием их желаний! Такая лаборатория лишь собирает информацию и дает «среднюю температуру группы людей», не более. Иногда видно как Масонство в образе «Общества мысли» продолжает линию коммерческого кружка и в лучшем случае помогает повысить свое социальное положение.
Также нужно отметить любителей всего таинственного, увлеченных оккультизмом, которые приходят в масонство, чтобы искать философский камень. Так называемые «традиционные» науки в высшей степени уважаемы и на сегодняшний день существует лишь несколько ученых-догматиков, вызывающих лишь улыбку. Такие ученые — противоположность истинного научного деятеля, который не остановится ни на одном убеждении, который осмотрителен и открыт, всегда доступен для открытия новой истины, даже если она противоположна всему, во что он свято верил.
Но среди любителей мистерий и оккультизма существует слишком мало научного духа открытий. Большинство ищут легких путей, они хотят формул, которые объяснят им мир.
Успех, которым сегодня пользуется оккультизм, объясняется тем фактом, что наука более не доступна для обычного человека. Человек, который хочет познать мир, нуждается в критериях и в достоверности. Религии оставляют его неудовлетворенным. Наука, даже на школьном уровне, кажется ему чем-то непознаваемым. Она слишком обширная и слишком сложная. Человек нашего века не может получить панорамный обзор науки, как его предки, жившие в 18-м веке. Тогда он пытается восполнить это посредством изучения оккультных наук, которые, благодаря обширной популяризации, предлагают объяснение жизни и мира за несколько уроков. Какая расточительность, какая потеря энергии, какое мошенничество! А также какая коммерческая эксплуатация, какие политические манипуляции проявляются в связи с этим феноменом.
Франкмасонство побуждает дух исследовать традиционные науки, для которых оно, как мы верим, является посредником. Но оно не предлагает короткого или быстрого пути для лентяев и тех, кто не хочет платить достойную цену за все, что он приобрел.
Так вот, к примеру мы встретимся с алхимией. Мы увидим, что интуиция алхимиков предшествовала химическим и физическим опытам. Кроме того алхимический символизм является весьма плодотворной почвой, но тот, кто игнорирует современную физику, никогда не сможет извлечь пользу из алхимических исследований. Тот, кто отбрасывает в сторону трудные уроки, посвященные материи и энергии, не способен познать таинственный эликсир традиционных наук. Тот, кто открывает книги Якова Бёме или Василия Валентина и в то же время игнорирует отношение массы к энергии, тот просто теряет свое время.
Мы поговорим о Каббале, но мы не будем стесняться указывать на мошенников и шарлатанов, которые напыщенно вещают о Каббале, но не могут прочитать и части Библии на иврите. Всему есть свое начало и каждое из начал по-своему сложно. Не существует коротких и легких путей. Получение образования требует самопожертвования и времени. Таков порядок вещей. Нужно сделать выбор, определить цель и средства ее достижения, и заплатить соответствующую цену за желанное сокровище. То, что подносится вам на серебряном блюде, без каких бы то ни было усилий, не стоит ломанного гроша.
Мы затронули почти все виды мошенничества, которые лишают смысла традиционное наследие и удаляют нас от обучения. Но в чем состоит это обучение? Чем в точности является это Пробуждение, Состояние человека, способного на действие и реакцию, Мудрого, Посвященного?
Старая восточная история рассказывает нам об обычном человеке: он похож на дом, лишенный хозяина, но полный прислуги. Каждый из слуг делает, что хочет и претендует в одиночку управлять всем домом. Также и у обычного человека, каждая из его внутренних личностей или их аспектов возникают по очереди в новой роли, таковы волны и течения подсознания. Первой работой человека должен стать самоанализ, в современной психиатрии называемый психоанализом. Этим именем зовется спуск в Преисподнюю, таков традиционный термин инициатических школ. Это одно и то же.
Масонство в каждой из лож являет себя в сократической формуле: ПОЗНАЙ СЕБЯ. Но зачем? Чтобы привести дом в порядок, разложить по полкам все свои маленькие «я», которые больше не будут мешать гармоничной жизни; чтобы, на ментальном уровне, Воображение, Интуиция и Причина не жили раздельно, игнорируя друг друга, а напротив, все вместе дополняли восприятие. Это называется «объединить то, что было разобщено».
Эта формула встречается во всех масонских текстах.
А после? После, когда уже достигнута подобная гармония, человек становится воистину свободным. Он становится мастером самого себя, его действия являются плодом этой гармонии и его внутренние личности больше не ведут войну между собой. Он доказывает свои слова действием. С этого момента он начинает БЫТЬ. Будучи уже посвященным, он становится им по-настоящему. Он становится истинно зрелым. Он пробуждается, поскольку перестает влачить существование сомнамбулы. Его сознание больше не подчинено силам подсознания. Он больше не подчиняется этим силам, он просто един с ними. Ну что ж, хорошо, — можете сказать вы. Масонство — это школа мудрости, которая формирует воистину зрелых людей, учащихся БЫТЬ по-настоящему. Но эта работа над собой, не содержит ли она в себе эгоистического зерна? Как можно проводить жизнь, занимаясь только самим собой, чтобы привести в порядок свой собственный дом, в то время как половина человечества страдает от голода, когда торжествуют несправедливость и злоба, когда насилие спущено с цепи? Автора этих строк долго мучал этот вопрос, и вот тот ответ, который он может предложить вам сегодня:
1. Все несчастья мира, вся несправедливость, все неудачи существуют потому, что лишь малое количество людей на самом деле посвящают себя работе, предложенной Инициатической Школой, о которой мы говорили выше.
На деле история показывает: те, кто свергают тиранов и идолов, лишь освобождают место для новых. Все попытки радикально изменить социальные и политические структуры в результате заменяют одну систему давления на другую.
Наконец, школьное и университетское обучение, основанное на сборе информации, закрепленной экзаменами и представленной, как знание, формирует людей, для которых Знание приобретается в ущерб настоящему Существованию. У этих людей голова полна теоретических знаний, заменяющих реальность абстракцией. Они намеренно усложняют простые вещи, и разрешая проблемы они плодят новые трудности и лживые обещания. На деле, единственный шанс выйти из этого состояния — это пройти истинную инициатическую школу, которая творит свободных людей. Масонство, несмотря на все его недостатки, по сути является единственной структурой, способной преподать такое образование. Оно одно может создать ответственных, зрелых людей, в которых так нуждается наш мир. Создаст ли оно их? Это уже другая история.
2. Масонство не предлагает своим адептам удаляться от мира. Оно не требует ни монастырей, ни интернатов, под сенью которых адепты посвящают себя лишь обучению или медитации. Масон — это человек, живущий в мире, он сохраняет свои социальные функции.
Стало быть, кроме работ, которые у масона занимают всего несколько часов в неделю, ничто не мешает (и даже наоборот, помогает) делать то, что он считает своим достойным долгом, для помощи своим современникам. Напротив, внутри Ложи, он будет гораздо более полезен и действенен, если он сосредоточится исключительно на сотворении нового человека, посвященного.
Если же он продвинется в изучении нашего Искусства, он вкусит плод гармоничного союза между Знанием и Бытием. Этот плод сотворен из любви и понимания. И можно назвать его совсем просто: Разум.