Королевское Искусство: Алхимия и Посвящение.
Б:. M.G.
С Королевским Искусством мы впервые встречаемся в кабинете размышления. Затем мы можем заметить его отблеск в ритуальной фразе, просьбе Оратора рассказать «о смысле и цели Королевского Искусства». Это то искусство, которое Альберт Великий характеризовал как «соединяющее и разделяющее». В своем трактате об Оптике Ньютон писал:
«Трансформация тел в свете и света в телах весьма согласовывается с течениями натуры, которая, видится мне, находит удовольствие в сих трансмутациях».
Алхимические символы используются, чтобы приблизить искателя к цели — познанию самого себя. В кабинете размышлений эта цель обозначена аббревиатурой V.I.T.R.I.O.L: Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem, т.е. Посети глубины земли и, очистившись, обретешь там сокрытый камень.
Известно, что алхимический процесс проходит через несколько стадий, протекающих в атаноре, алхимическом тигле:
— разложение, черный цвет, работа в черном (нигредо). Соответствует символической смерти, необходимой для того, чтобы стало возможным возрождение.
— воскрешение, потеря черного цвета, работа в белом (альбедо); очищение.
— ректификация, смена всех цветов радуги, что может символизировать разнообразие знаний или разнообразные психические аспекты, которые необходимо пройти перед тем, как камень станет красным (цвет феникса или пеликана); это работа в красном (рубедо).
Начиная с первого градуса, кандидату указывается путь, которым можно следовать; это путь символа, где символическое мышление является ключом и доступ к тайнам обеспечивается символическим языком. Каждое слово в масонстве — это символ. У каждого слова есть четкое определение и лишь после работы с ним оно открывает новые, прежде неизвестные смыслы. Наше главное орудие — интерпретация, которая развивается вместе с получением знания, согласно нашей интуиции, нашему желанию, нашему интересу к духовной или интеллектуальной жизни. Видимый символ является дверью в невидимое.
Чаще всего мы сохраняем в своей памяти в форме знания то, что мы поняли, и останавливаемся на этом, будучи удовлетворенными своим приобретением, выраженным в дипломе или продвижении по службе. Все стремятся к этому продвижению, которое соответствует признанию в обществе. При работе с символами все не так. Здесь важно не убрать полученное знание на дальнюю полку, а открыться этой духовной жизни, пути исканий, пути свободного мышления, ведущему к новому пониманию. Если бы мы полностью посвятили себя этому поиску, многие бы прекратили стремиться к видимым символам признания, орденским лентам. Я хочу отметить, что мышление и активное воображение ведут нас к пониманию смысла.
Королевское Искусство — это королевский путь, метафора масонского посвящения. Здесь мы встречаемся с символическим значением металлов. Будь это золото или свинец — каждый может связать с ними множество различных ассоциаций. Но в дальнейшем, при изучении других теорий, доктрин, ритуалов, мы должны сохранить дух символа, особенно в священных текстах, мы должны постоянно развивать его первоначальное значение.
Здесь мне хотелось бы привести две цитаты Роджера Бэкона (XVIII в.):
«Алхимия есть непреложная наука, которая трудится над телами при помощи теории и опыта; которая, через природные соединения, перевоплощает их в высшем и более точном пространстве»
«Я вновь повторяю, что постоянная цель природы — стремление к совершенству, к золоту. Однако вследствие различных явлений, которые мешают ее движению, рождается разнообразие металлов».
Для масона, возможно, будет полезно применить эти высказывания к самому себе. Золото — это совершенство, свет, солнечное сияние, радость освобожденного человека, торжество духа, достижение, к которому стремится человек, работающий над собой.
Я бы хотел привести здесь цитату еще одного известного алхимика, Зосимы Панополитанского: «Великое солнце порождает Произведение, поскольку все совершается лишь с помощью солнца».
А также можно вспомнить Гермеса Трисмегиста: «Полно то, что я сказал о работе произведения Солнца». Огонь, активный агент алхимии, представляет Солнце на нашей земле.
В выражении «алхимия трудится над телами» можно заметить, что эволюция и изменения должны произойти в теле, в реальности, в нашей психике, тесно связанной с телом. Речь не идет об абстрактных размышлениях.
Алхимия основывается на вере в том, что отвергла современная наука. Мы потеряли глубокую связь с Природой, которой наши предки по Традиции придавали черты Исиды, считая ее близкой и дорогой им личностью. Сегодняшняя жизнь в офисах и автомобилях говорит о том, что для нас Природа — лишь декорация, существующая где-то вдали.
В выражении «королевское искусство», собственно, само слово «искусство» является эквивалентом техники, равно как и в выражении «школа искусств и ремесел». Ремесленник — это тот, кто обладает знанием, которое обеспечивает его трудом и которое он применяет на практике, чтобы сотворить произведение. Такова и масонская работа. Спекулятивное масонство создало связь между Искусством, ремеслом, оперативным масонством и интеллектуальным размышлением, ставящим перед собой цель одухотворения человека. Это школа ремесленников Духа. Искусство архитектуры поддерживает эту связь, поскольку считает благородным тяжелый труд, считая его предварительной работой для сотворения Мастера. Этой работе нужно следовать вплоть до получения духовного золота.
Королевское Искусство — это искусство получения золота из любого металла, в том числе и совсем темного свинца, намертво связанного со своим состоянием, с Землей, напоминающего человека, прикованного к своим человеческим страстям (это символизирует вервие на шее в одном из наших ритуалов). То, что тяжело, не может подняться вверх. В психике, неконтролируемые страсти столь же прочны, как и упомянутое мной вервие. Очищение, период испытаний огнем, освобождает разум и возжигает стремление к знаниям, с этого начинается работа в белом. Затем являются объятия огня пламенной любви, которые реализуют работу в красном. В многословной тавтологии, Хильдегарда Бингенская, рейнская монахиня и мистик XII в., заявляла: «Я воспылала пылающим пылом». Пылающее желание познания Бога подобно пожару.
То, что человек не знает, он воображает; друзья мудрости, будь они философы или церковники, являются носителями идеала Справедливости и Добра, это выражено в том, что они строят здание теорий для интеллекта, в которое они могут верить и которое могут поддерживать. Каждый из них был призван подготовить место, а затем построить свой внутренний Храм, где он может встретить Бога или Принцип, или Единство-во-Всём, или Великий Свет, в соответствии с предпочтениями его лексикона. Алхимик творит Великое Делание, ищет эликсир вечности, философский камень.
Стремление найти, даже создать гармонию, придающую смысл Вселенной, приводит к ограничению количества металлов всего семью, по количеству известных в Средневековье планет: «То, что вверху, подобно тому, что внизу». (Гермес Трисмегист). Таким образом, Солнце ассоциируется с Золотом, Луна — с Серебром, Меркурий — с Ртутью, Венера — с Медью, Марс — с Железом, Юпитер — с Оловом, Сатурн — со Свинцом.
Приведем примеры этой символики из некоторых других систем, стремящихся к совершенству, к духовности, которая, как им кажется, может просветить любого человека (ну, или почти любого).
У Платона, в разговоре Диотимы на Пиру, раскрывается телесная красота, которая шаг за шагом приводится к моральной красоте, а затем к красоте Форм, до созерцания самой абсолютной красоты, чистой Формы.
У Плотина есть указание на подъем души (символ Луны, отражающей свет от Солнца) к интеллекту (исходящему от Единого) и до света Единого.
В йоге сознание поднимается из чакры в чакру, шаг за шагом, вдоль Кундалини, колонны энергии, параллельной позвоночнику, к самой высокой отметке, духовному пробуждению.
Также можно провести параллели с древом Сефирот, на котором каббалисты практикуют мистическую медитацию.
От Веры в эволюцию мира до окончательного совершенства по воле Бога, Королевское Искусство порождает это бесконечное желание объединения природы и веры через знание законов творения, которое необходимо алхимику для завершения Великого Делания.
Алхимик хочет избежать смерти через изучение законов Природы и их исполнение, строительство с помощью труда и знания. Он думает, что проник во все природные таинства и узрел истину за завесой Исиды.
Великое Делание приведет к Жизни совершенной и вечной, которую символизирует духовное Золото. В Королевском Искусстве мир и сама сущность практика — едины. Не существует разделения между миром и мной, как в этом пытается убедить нас современный рационализм. Алхимик прогрессирует вместе с процессами Делания. Ремесло создает человека. Изменения его психического состояния, происходящие вместе с прогрессом его практики, благодаря сере, ртути и соли, под воздействием огня, произошедшего из святого источника, пылающего огня, огня солнца — великого мастера метаморфоз, что мы можем увидеть в смене времен года.
Алхимик верит в изначальное единство творения, в совершенное синкретичное единство, которые было разделено и чьи элементы деградировали. Абсолютное единство Природы и Бога, которое Королевское Искусство вновь открывает при помощи символов трансформации металлов. Каждый металл означает синтез, один из этапов обработки. Каждый металл является определенным состоянием ума. Последовательно проходя через растворение (solvere) материи под очистительным воздействием огня (работа в черном) в новую коагуляцию (coagulare) элементов. В конце концов металлы изменят свое состояние и станут золотом. Мы также можем измениться, эволюционировать через наши психические состояния к достижению духовности.
Став масонами, вы, мои Сестры и Братья, встали на путь эволюции, ведущему к слову, которые вы ищете здесь. Потерянное слово сокрыто внутри нас самих, в глубине наших собственных недр (V.I.T.R.I.O.L), оно неотделимо от вашего мышления.
То, что было дано нам в кабинете размышления, на границе между старым и новым миром, миром священного, масонской мастерской, станет для нас бесценной помощью на протяжении этой Одиссеи, выраженной в степенях Шотландского Устава.
Королевское Искусство сообщает нам, что металл, из которого мы сделаны, может прогрессировать, чтобы достигнуть яркого сияния духовного золота. Лишь самый неблагородный металл не может быть изменен. Это будет достигнуто за счет работы в черном, которая начинается в кабинете размышления с фразы «Познай самого себя» и грядущих испытаний. В атаноре, который представляет наш внутренний мир или масонскую ложу, где происходят психические изменения, ведется работа в белом, нейтральное наблюдение после уравновешивания своих эмоций, предшествующее работе в красном, жгучему желанию, последней алхимической фазе и вершине делания. Той, что сделает адепта «сияющим, как никогда».
Наши устремление символически выражены в алхимии, как создания воображения. Эти образы рождаются, когда воображение обращено к гармонии и священному свету, который человек воображает, хочет увидеть, в который он верит спонтанно, как верят в красоту.
Вот почему мы без устали ищем идею, сокрытую за символом и состоящую в том, что нам следует избавиться от устаревшей оболочки алхимии. В этом искусстве содержится метафора эффективного посвящения масона, метафора превращения профана в посвященного, происходящего вне формальной инициации, которую мы переживаем в первом градусе.
Алхимия символизирует внутреннее изменение подхода к духовности. Алхимия помогает признать, что отходя от своего повседневного мышления, мы можем найти божественное внутри самих себя.
Я сказал.