Духовность Древнего и Принятого Шотландского Устава
Б:. Бруно Фелебон-Гриоле
Древний и Принятый Шотландский Устав является наиболее широко распространенным в мире и, без сомнения, он является таковым поскольку инициатический путь, который он открывает, тесно связан с великой Традицией человечества. Этот путь особенным образом обращен к индивидууму, то есть к той части Человека, которая является сакральной, именно этот аспект Устава выражен в словах: «Наш Устав предлагает инициатическое развитие и подлинную личную аскезу через изучение священных наук, поиск духовной свободы и усовершенствование каждого следующего по дорогам Познания». Задача Устава — оставаться Традиционным: он покоится на правилах, непоколебимых основах, важнейших текстах и истории. Без Традиции не может быть ни масонства, ни инициатического Ордена, поскольку их суть заключена в наших ритуалах. Обряды являются духовной связью, гарантирующей универсальность, общую для всех масонов из всех стран мира, равно как и для каждого отдельного человека.
Основная задача Устава — предоставить своим адептам систему и метод, которые передаются из века в век, из страны в страну, не изменяясь под дуновением ветров истории и не подгоняя себя под условия эпохи. Задача Устава — увековечить себя, оградив от профанского и временного влияния. Устав — это символическая инструкция по эксплуатации, которая необходима для гармонизации взаимоотношений между людьми.
Устав это также «собрание практик под сенью одного послушания, которые должны объединить его членов вокруг единой Традиции, которые посвящены единой цели: доступу к знанию о сакральном и усовершенствованию человека». Шотландское масонство также посвящено подобному инициатическому развитию, построению Храма, святилища масона, храма общества, «Вселенной и божеств» Платона, организованных Великим Архитектором Вселенной.
Манускрипт Кука 1410 г. при помощи легенды, на которую он ссылается, явно выражает двойной аспект духовности нашего устава: это две колонны, возведенные еще до Потопа, носители всего вселенского знания, одна из них возведена Гермесом, другая — Пифагором; они символизируют два направления мышления, которым наследует Древний и Принятый Шотландский Устав. Гермес — эмблематическая фигура неоплатонического гнозиса и геометрия Пифагора одновременно являются наукой и способом восприятия вселенной, античной отсылкой к древнегреческой философии. Это два течения сливаются воедино, составляя наш Устав и, благодаря этому балансу, создают весьма особенную духовность. Можно отметить, что вся наша культура является результатом соединения Востока, Запада и античной Греции.
В ассоциациях строителей все обладало сакральным характером, поскольку само искусство строительства было священным. Любое построение было святым, вселенная была бескрайней строительной площадкой, на которой каждое живое существо занималось возведением уникального монумента. Они видели во вселенной непрестанный процесс работы, который никогда не начинался и никогда не закончится, и все части которого подчинены единому плану.
Отсюда исходит идея Великого Творения, направленная на создание идеального Храма; именно поэтому масоны ведут свои работы Во славу Великого Архитектора Вселенной или Во Имя Прогресса Человечества. Общим символом для всех степеней Древнего и Принятого Шотландского Устава является построение здания, в одном случае — Храма, в другом — общества, и действительно, что еще может выразить этот символ, если «Храм является символом вселенной, в которой человек является отображением микрокосма».
Для Плотина (неоплатоник, 205-270 гг. н. э.) умение создать архитектурную постройку, должно содержать в себе как священное, так и чувственное знание; термин «архитектор» также является метафорой того, кто собирает нечто заново, не уничтожая все построенное, но лишь заново воспроизводя изначальный порядок. Для здания архитектор является посредником между реальностью и невидимым, он создает душу здания, единство гармонии, которое не видит каменщик, но при помощи внутреннего зрения замечает архитектор. Согласно Плотину, это возвышенное состояние души называется экстазом, это чистое движение интеллекта, которое прямо противопоставляется сверхчувственному откровению. Храм кажется нам структурированным и упорядоченным единством, определяющим священное пространство. Законченная постройка представляет определенные символические функции, которые опытный дух легко увидит и распознает. Его квадратная или прямоугольная форма, увенчанная куполом, показывает отношение между землей и небесами.
В символическом образе Храма масонство зашифровало образ упорядоченного и сориентированного мира. Цель посвящения — заложить основы нового человека, свободного и ответственного, избавленного от своих притязаний и предубеждений, и, благодаря определенному изменению мышления и души, позволить ему взглянуть на мир иначе, изменить свой взгляд на других и на самого себя.
Эта работа над собой необходима каждому масону, который стремится построить свой храм, в самом широком смысле этого слова. Но храм невозможно построить без архитектора. Кроме этого весьма важны инструменты, которые помогают придавать форму предмету, над которым работает каменщик, ведь, как говорил архитектор Евпалин, «тот, у кого есть силы строить здание, одновременно строит самого себя». Эта важнейшая работа находится в центре трудов каждого масона, она открывает путь к инструментам мастерства, победы над собой, инструментам управления и порядка, освобождения и свободы. Они помогают стать совершеннее и объединить материю с духом.
Со времени разрушения Храма Соломона в человеческой памяти остался лишь воображаемый образ Храма. Образ Храма, который должен быть восстановлен. Образ Человека, который должен быть возрожден. Эту работу мы называем Королевским Путем, ведущим к традиционному сообществу каменщиков, чья цель — без остановки строить и перестраивать Братство, надеясь на идеальный мир, грядущий в будущем, но всегда трезво глядя на настоящее и крепко храня Цепь Единства. Строить Храм означает строить Человека, строить с Мудростью, будучи поддержанным Силой и озаренным Красотой.
Обязанностью Традиции является передача определенных знаний об историческом, культурном и символическом порядке; благодаря традиции мы ведем беседу между поколениями, а не слушаем монолог истории. Наш Устав и средства его толкования, проявляющиеся через дискуссии и совместное обучение, были созданы из общей культуры и мифа. В этом смысле мы немного напоминаем пифагорейскую школу. Кроме прочего, масонское обучение является не догмой, а скорее методом.
Миф содержит в себе это обучение, придавая ему форму истории или басни, он ведет нас к познанию самих себя самым простым способом. Он зовет нас спуститься в нашу собственную преисподнюю, чтобы обрести там огонь Прометея, священное пламя, которое мы не замечаем или не используем во благо других. Миф сообщает нам, что человек наг и беззащитен в своем земном бытии, но Устав и масонское обучение становятся его хранителями, поскольку Устав передает нам традиционную дисциплину, которая помогает нам не совершать ошибок; она призывает нас спуститься в глубины нашего сознания, но также она дает способы выйти оттуда невредимым; обучение делает из нас учеников лишь для того, чтобы в будущем мы смогли обойти наших мастеров.
Нисхождение в Землю становится приглашением к размышлению над нашим естеством (что выражено в формуле V.I.T.R.I.O.L.), затем следует процесс молчания Ученика, затем активная работа Подмастерья, исполняемая со скромностью, умеренностью и строгостью — эти процессы должны привести посвященного к познанию самого себя, истинному символическому возрождению на духовном плане. Речь не идет о достижении некоего сверхъестественного знания, но скорее о понимании того, что двигаясь к самому центру своего Я, пройдя Тьму и очищающее Пламя, мы можем встать на путь, ведущий к Свету.
Таким образом, принеся первую жертву, которая состоит в «совлечении ветхого человека», начавшемся в Кабинете Размышления, то есть в оставлении предубеждений и рабства. Масонское развитие это, в первую очередь, добровольное освобождение, лишенное всякой догмы. Кроме Мифа и Устава обучение содержит метод, состоящий в том, чтобы применять Правила и следовать Обучению. Первое Правило — молчать и стремиться понять, учиться понимать друг друга (работа в Черном). Второе правило — трудиться без устали, храня в сердце надежду, трудиться над собой, как трудятся остальные (работа в Белом). Наконец, третье правило — стремиться к тому, чтобы наши действия соответствовали наши идеалам, посвятить себя служению всему Благому, Прекрасному и Справедливому (работа в Красном).
Именно это возвеличивание человеческих возможностей характеризует наш Древний и Принятый Шотландский Устав. Предлагая человеку инициатическое развитие, он заменяет аскезу на изучение священных наук, поиск духовной свободы и усовершенствование самого себя при помощи Знания.
Инструментами Ученика являются Линейка, Молоток и Резец. Это напоминает нам, что наше время должно быть потрачено с пользой, что стремление к совершенствованию придает нам сил, и что мы должны обработать свой камень так, чтобы он исполнял свое предназначение и мы стали полезными и сознательными членами общества.
Исследуя идея эпохи Просвещения, мы встречаем человека, сознательно исследующего свою историю, свой долг и свое предназначение в обществе. Даже если пришествие Науки к власти в XVIII и XIX веках, ее развитие в ХХ и, тем более, в начале ХХI века, кажется нам способным разрешить все наши материальные проблемы, человеческая мысль неизбежно стремится к удовлетворению нужд Справедливости, Красоты и Истины. Из этого идеализма и двойственности рождается необходимость в «Экзистенциальной истине» и жажда абсолюта.
Порой путь кажется пройденным, изученным, но все равно существует опасность отклонения от этого пути, ведущая к крайностям — история тому свидетель. И вот вопрос: являются ли Светочи прошлого настолько актуальными, чтобы стать Светочами будущего для тех, кто пожелает по своей доброй воле строить Универсальный Храм, который всегда будет предназначен для служения во имя Блага.
Возведение этого Храма происходит через познание себя и поддержание духа в состоянии бодрствования. Мы должны обратиться к интуитивному знанию, ибо только оно является способом общения с Символом.
«Символ, — говорит Башелар, — позволяет нам думать и размышлять. Он становится окном, открытым к Миру». Символический аспект имеет двойную ценность: символы помогают посвященному исследовать себя (индивидуальная ценность), а также направлять свои действия для помощи другим людям (альтруистическая ценность). Они обе представляют собой то самое единство Материи и Духа. Наугольник и Циркуль.
Так через Устав и Миф рождается это Единство. Наш Устав и наш Ритуал вновь призывают нас исследовать свое естество, изучать данную концепцию Единства, видеть во всем союз материального и духовного.
Это погружение в недра своего Я, это созревание, становление тем, чем мы должны стать, не проходит без моральных усилий. Основная трудность данной работы: прохождение через тьму и пламя ради обретения внутреннего ликования духа, то есть построения нашего собственного внутреннего Храма, который должен быть построен прежде внешнего Храма человечества. В этой степени, как и во всех прочих, каждый камень стоит на своем месте, столь же скромный, как и остальные.
Посвящение и символизм должны направлять нас к возрождению, исходящему из центра нашего Я, вести к познанию Себя, независимо от других, даже если они являются отражением нас самих. Нужно изменить свое сознание так, чтобы научиться предвидеть ближайшее будущее, предвидеть реализацию своего творения. Тогда построение Храма станет основной целью и ценностью, причем как построение его внутри себя, так и во внешнем мире.
Я сказал.