47-я проблема Евклида

Подвеска Бывшего Досточтимого Мастера

В 1815 году 47-я проблема Евклида стала эмблемой бывшего Досточтимого Мастера. Ранее, Джеймс Андерсон утверждал, что она является «основой всего масонства, священного, гражданского и военного» и использовалась на фронтисписе его «Книги конституций» 1723 года.

В заключительной части своей первой книги Евклид следующим образом определяет ее и тесно связанную с ней 48-ю проблему:

«(47-я) В любом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
(48-я) Если квадрат, построенный на одной из сторон треугольника, равен квадрату, построенному на другой стороне треугольника, то угол, заключенный между этими сторонами, прямой».

Ее первое геометрическое доказательство приписывается знаменитому Пифагору, математику и философу, который родился около 570 г. до н.э. в Самосе (Греция), а Евклид, который жил в Александрии (Египет) и родился около 350 г. до н.э., лишь обозначил ее в своих «Началах».

На протяжении многих лет вольные каменщики пытались провести параллели между математическими формулами и масонством и пришли к выводу, что это идеальный символ трёх степеней масонства, т.е. два меньших квадрата, опирающихся на стороны прямоугольного треугольника, представляют собой Ученика и Подмастерья, в то время как квадрат, примыкающий к гипотенузе, чей квадрат равен сумме квадратов катетов, представляет Степень Мастера Вольного Каменщика. Но это, пожалуй, самое простое из объяснений.

Карл Клауди так писал о ней:

“В ней – корень геометрии. Она лежит в основе любого математического доказательства, всей математики, поскольку содержит в себе всеобъемлющий принцип узнавания неизвестного на основе двух известных.
Инженер, руководящий строительством туннеля в толще горы, пользуется ей для того, чтобы две бригады, роющие этот туннель с двух сторон, встретились в центре. Геодезист, желающий узнать высоту горы, узнает ее также при помощи 47-й проблемы Евклида. Астроном, высчитывая расстояние до солнца, луны и звезд, «определяющий протяженность времен, лет и кругов», тоже зависит от 47-й проблемы Евклида. Кормчий, ведущий свой корабль по бескрайним морям, также пользуется теоремой Пифагора для того, чтобы высчитывать широту и долготу пребывания корабля в то или иное время. При помощи 47-й проблемы Евклида предсказывают затмения, вычисляют периодичность приливов и отливов, наблюдают за Землей и измеряют ее, строят дороги, забивают сваи, возводят мосты. Она указывает путь.
Трудно объяснить, почему в ней – истина; проще показать. Почему дважды два — всегда четыре, а не три и не пять? Только потому, что мы назвали производное умножения двух на два числительным «четыре». Если бы мы выразили понятие четверичности иным словом, дважды два равнялось бы ему. Но истина осталась бы неизменной, как ее ни назови.
Так же и с 47-й проблемой Евклида. Сумма квадратов катетов – то есть сторон прямоугольного треугольника, составляющих прямой угол, — всегда и при любой их длине равняется квадрату гипотенузы – то есть стороны, соединяющей их концы и противолежащая прямому углу. Один катет может быть длиной в пару дюймов, второй – в несколько миль; теорема всегда остается верной, как при наглядной демонстрации, так и в математических умозаключениях.
Мы практически не в состоянии представить себе такое место во Вселенной, где дважды два будет равняться не четырем, а, например, пяти. Также мы не можем представить себе мир – как бы далеко от нас в необъятном звездном пространстве он бы ни находился, — где не работала бы теорема Пифагора, не была бы непреложным фактом, то есть абсолютом, независимым от времени и места в мире, даже во всей Вселенной. Истина, учат нас, есть Божественный атрибут и как таковой сопутствует Богу в Его вездесущности. В этом смысле 47-я проблема Евклида «учит масонов любить все науки и искусства». С ее помощью человек простирает свои руки во Вселенную, измеряет огромные расстояния, описывает Природу во всем ее величии и необъятности. При ее помощи он рассчитывает орбиты и расположение тех бесчисленных миров, которые окружают нас, и уменьшает хаос невежества, превращая его в закон и порядок разумного восхищения Космосом. При ее помощи человек наставляет своих собратьев-масонов в чтении великой Книги Природы при посредстве Наугольника”.