Эго франкмасона: препятствие на пути к масонскому идеалу.

Совместная зодческая работа Достопочтенной Ложи “Апполоний Тианский”, Великий Восток Швейцарии.

Термин «эго» — существительное, произошедшее от латинского личного местоимения «ego» («Я»). Обычно этот термин относится к представлению или идее человека по отношению к себе, к его самосознанию. Особенности эго можно разделить на две категории:

«Слабое эго», которое боится бессознательных импульсов. Оно постоянно стремится защитить себя от них, подавляя их.

«Сильное эго», которое легко приспосабливается к различным жизненным обстоятельствам, обладает множеством возможностей резонирования с ними. Оно не статично, не стереотипно, не разъедена репрессиями, комплексами, запретами, тревогами, виной.

Человек, находящийся под влиянием эго, думает только о себе, но при этом хочет, чтобы все думали о нем. Он стремится сделать себя центром Вселенной, а другие люди существуют только для того, чтобы служить его интересам.

Можно задаться вопросом, не относится ли формула «Эго Масона, препятствующее достижению масонского идеала» к духовному толкованию эго. Подобно тому, как духовный или спиритуалистический опыт освобождает человека от эго, которое препятствует развитию личности, Франкмасонство, как духовное движение, становится средством освобождения масона от его эго, чтобы помочь ему обрести истинное знание о себе.

Для того чтобы преодолеть свое эго, важно исключить любые притязания и тщеславие. Важно преодолеть поверхностность и внешность, заглянув глубже в то, чем мы являемся на самом деле, «познать себя». Но как человеческая группа мы должны знать, как использовать и отшлифовать гений, присущий разнообразным и ярким архетипам человеческих личностей, потому что при полном уничтожении эго мы рискуем потерять творческое воображение, что является важным критерием для реализация любого проекта, любой мечты и любых устремлений, как коллективных, так и личных. Более того, следует опасаться, что если бы эго можно было полностью уничтожено, то у многих благородных дел вскоре не осталось бы исполнителей, или, по крайней мере, очень их осталось бы очень немного.

Мы видим, что эго — это препятствие для многих устремлений, от гуманитарных до пацифистских, не забывая и популярные сегодня экологические лозунги, но видя защитников этих благородных дел, часто замечаешь за этими знаменами самые разные идеалы, смесь слишком разнящихся идей, не говоря уже о том, что иногда там скрываются чудовища эгоизма.

И теперь мы можем поразмышлять: как служить идеалу, некоему благородному делу, без эгоизма, не будучи эгоистичным?

Мы считаем, что препятствием для развития личности, и, следовательно, препятствием для достижения масонского идеала является не эго как таковое, представляющее собой личность каждого человека, а скорее ложное Я, девиантное эго, которое иногда бывает гипертрофированным, а иногда, наоборот, недоразвитым. Ложное представление о себе, несоразмерный образ себя, своих возможностей, чрезмерная важность нашей личности — все это факторы, уводящие нас с пути саморазвития.

Это то, от чего мы должны избавиться. Масонство может помочь нам выполнить эту работу с помощью различных инструментов. Масонская работа заключается не в том, чтобы отказаться от того, кто мы есть, а в том, чтобы работать над своими недостатками, чтобы они перестали быть препятствием на пути к масонскому идеалу.

К сожалению, очень часто, из-за отсутствия искреннего размышления и самоанализа, и, возможно, из-за отсутствия мужества, некоторые масоны стремятся доказать, что их мысли относительно тех или иных вопросов исходят от эго. Тем самым они пытаются примирить масонское мышление со своим эго, искажая масонский процесс развития.

Чтобы ничто не мешало достижению масонского идеала, Масон обязательно должен снизить важность собственного эго, которое является неотъемлемой частью металлов, оставленных у дверей храма, и начать больше думать о других людях, отдавая приоритет коллективному интересу, сосредотачиваясь на слиянии индивидуальных энергий. Как говорили некоторые Братья во время размышлений об эгрегоре, общие цели – это элементы, которые должны помочь нам превзойти свои пределы, чтобы пойти навстречу другим, и что «в одиночку мы не можем сделать ничего, вместе мы можем сделать все».

При этом, даже если эго мешает достижению масонского идеала, оно не будет представлять слишком много препятствий для масонского действия, в лучшем случае оно отбросит на него небольшую тень. Любое объединение людей должно считаться с несколькими слабыми звеньями, при этом не позволяя исчезнуть своим основополагающим ценностям и идеалам. Строительство своего внутреннего существа оставляет мало места для эго, эгоизма, потому что человек действительно строит себя только совместно со своими сестрами и братьями, и именно через них мы обретаем наши устремления и черпаем силы, которые позволяют нам продвигаться вперед, как в одиночку, так и совместно, к нашему идеалу. Никто не может объявить себя Вольным Каменщиком, нужно быть признанным таковым!

Масонство, как метод символического мышления, служит для поиска истинного Я через размышления, медитацию, самоанализ. С помощью этого поиска можно попытаться как можно ближе приблизить свое эго к истинному «я». Тому истинному «я», к которому масон, с помощью своего инициатического поиска, пытается приблизиться в течение своей жизни.

Масонство – это не религия, которая четко указывает путь спасения и духовного развития человека. Оно становится горнилом столкновения идей, постоянной борьбы между светом и тьмой, местом дебатов и умиротворения противоположностей, школой открытости, смирения и настойчивости по отношению к лучшему бытию и лучшему знанию. Таким образом, если выступления в Ложе будут способствовать развитию знаний и сравнению идей Сестер и Братьев, то от этого выиграют все, но если они переступят порог спокойствия, то Масонство столкнётся с выставлением напоказ худших сторон эгоизма. В этих случаях, кажется предпочтительным раствориться в ученическом молчании, чем стремиться выразить свою точку зрения, которую другие масоны не смогут воспринять, потому что когда страсти является основой диалога, разум молчит.

И это, несомненно, одна из целей испытания молчанием, которое является одним из основных инициатических испытаний. Это возможность освобождения себя от шлака эго, для того, чтобы проявить себя в Ложе, чтобы стать по-настоящему уравновешенным и свободным, и действовать в интересах мастерской, не из самодовольства, а из братской любви.

Посещение собраний, регулярная, организованная, методическая работа, опирающаяся на масонские инструменты и уважающая ритуал, является средством, с помощью которого Масон может освободиться от внутренних препятствий и добиться прогресса в Масонстве, построив себя и конструктивно, ответственно и гармонично живя с себе подобными. Жить в гармонии внутри себя и вокруг себя — это также стремление к масонскому идеалу.

Однако добровольное подчинение идеалу приводит к разрыву между индивидуальной ответственностью и коллективным или целостным сознанием. Человек и масон, a fortiori, всегда разрывается между этими двумя противоположными полюсами с момента появления и особенно утверждения индивидуального сознания. Уничтожение последнего под предлогом борьбы с эго было бы большим шагом назад для человечества и роковым шагом для либерального масонства. Осознанный выбор может привести к принятию идеала, но не к слепому подчинению ему.

В заключение, следует сказать, что эгоистическое поведение, проистекающее из гипертрофированного эго, поддерживающее первостепенность человеческого эгоизма, замкнутость человека на себе и своих убеждениях, мало заботящегося о своей любви к ближнему, является тормозом, препятствием на пути прогресса человечества и представляет реальное препятствие на пути к масонскому идеалу.

Но правильно понятый масонский метод помогает гореть пламени надежды и поощряет усердного и трудолюбивого каменщика продолжать свое движение вперед и терпеливо стремиться распространять все больше и больше света на своем пути к совершенству.