Градусы Усовершенствования Древнего и Принятого Шотландского Устава: путь пробуждения.

Сильви Монпуан

Человек прекрасен в своем теле – удивительно упорядоченном механизме, способном на тысячи чудес и постоянную адаптацию к внешним условиям. Человек прекрасен в своей душе, в этой энергетической системе, которая оживляет каждую клеточку, каждый орган, питает наш разум и порождает наши эмоции. Человек прекрасен в своем духе, в том тонком острие души, через которое он соединяется с ускользающей от него высшей реальностью, с первоисточником, к которому он тянется руками и сердцем. Ибо человек незавершен. Чтобы стать полноценным, он должен «предписать себе то, что превосходит его и дает ему возможность превзойти себя». Не в этом ли заключается весь смысл духовности? Открытой духовности, которую можно сформулировать как поиск смысла, поиск совершенства, поиск мудрости, поиск не-дуальности.

Чтобы приблизиться к тому, что восточные традиции называют нашей истинной природой, перед человеком открыто множество путей. Религии, которые, прежде чем отвлечься от своей главной цели, как это, к сожалению, часто случается, ставят перед собой эту задачу. Философские пути, основанные на размышлениях и разуме, если они следят за тем, чтобы не превратиться в чистую интеллектуальную спекуляцию, и помнят о своем главном смысле: любви к мудрости. И, наконец, инициатические пути, цель которых – возвысить ветхого человека до нового, более совершенного, более светлого состояния.

Духовное призвание человека

Современное масонство часто воспринимается как место встречи, куда приходят мужчины и женщины доброй воли, чтобы ощутить некое братство и вместе поразмышлять о лучшем мире. Эта реальность, несомненно, существует и приносит свои плоды. Но, пожалуй, гораздо менее известно, что масонство также может быть духовным путем и реальным способом пробуждения. Для тех, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, для тех, кто обладает внутренним терпением и жаждой, Древний и Принятый Шотландский Устав (тот, о котором я могу свидетельствовать) распространяет свои послания и символы и открывает длинный путь, который дает доступ к небесам… к небесам внутри нас.

«Главная функция Уставов состоит в том, чтобы сделать человеческое состояние, в целом и в его составляющих, причастным к Принципу, который превосходит его и который лежит в его основе» – говорит Морис Казенёв. В арсенале масона, работающего в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, имеется ритуал, символы и мифы. Ритуал, который трогает, вызывает ощущения сопричастности, приводит в движение тела, заставляет танцевать огни свечей, обращается к трем измерениям существа. Символы, которые посвящаемый должен обдумать, разжевать и проглотить, дают ему доступ к знанию, которое ускользает от чистого разума. Мифы, которые не являются ни сказками, ни отжившими историями древних народов, призваны раскрыть сознание и сердце человека. Не являются ли все эти три фактора подходящими инструментами для духовной работы?

В голубой ложе…

Масон учится соединяться, пройдя долгий путь в голубых ложах. Эти ложи голубые, как глубокие воды. Соединиться с самим собой, встретиться со своей внутренней тишиной, узнать себя. Голубые, как голубая планета. Соединиться с тем, что его окружает, со всеми своими братьями и сестрами. Голубые, как бесконечное небо. Соединиться с тем, что выше его самого. Освободиться от хватки эго и осознать духовное измерение, которое его наполняет. В голубых ложах существует пространство для полного прохождения духовного пути, от тьмы к свету. И все же эти так называемые голубые ложи представляют собой лишь первые три степени из тридцати трех. Так зачем же нужны высшие градусы? И, в частности, зачем нужны именно степени усовершенствования, на которых мы сосредоточим свое внимание в данном исследовании?

Степени усовершенствования

Масонский путь – это не прямой путь, предлагающий немедленное и полное просветление, как работают коаны в дзенской традиции или как это представлено в опыте мистической благодати. Это медленный и постепенный духовный путь, «извилистая дорога, которая постоянно поворачивает, прежде чем привести к вершине, совокупность завес, которые должны быть медленно, терпеливо, одна за другой подняты, пока не появится свет». Таким образом, масон-искатель должен постоянно возобновлять работу, снова и снова приниматься за работу над камнем, там, где должен быть построен храм. Таким образом, степени усовершенствования являются не продолжением, а усилением первых трех степеней, их «углублением». Они стремятся к достижению подлинной целостности, порождая новое состояние бытия. Нам не следует довольствоваться поверхностным контактом со светом, мы должны установить с ним подлинную связь, способную осветить каждое наше действие, каждое наше слово.

Древний и Принятый Шотландский Устав, который служит проводником в этом стремлении к духовному совершенству и открытости, действует поэтапно. Как и в Голубой ложе, он основан на триптихе: ритуал/символы/мифы. Множество символов открывается перед посвященным благодаря убранству ложи, запону, атрибутам и украшениям, относящимся к каждой степени. Что касается мифической истории, то она простирается на протяжении всего пути, подобно сюжету книги, разделенной заголовками глав, но это та книга, которую каждая сестра и каждый брат должны написать своей собственной рукой. Здесь нет догматических утверждений, нет навязанного ритма, нет логики развития. Есть лишь несколько положенных на тропинку белых камешков, которые становятся жемчужинами, оплодотворяя новые осознания. Это духовность, свободная от определенности, где каждый человек делает свой собственный мёд из того, что видит, слышит и переживает в ложе. И этот мёд, независимо от его плотности, аромата, секретов производства, будет носителем света. Он золотого цвета.

Некоторые жемчужины этого пути

Цель здесь не в том, чтобы разгадать ритуалы или перечислить символы, потому что их активная функция может осуществиться только тогда, когда они переживаются в ложе и во внутренней сокровенности каждого посвящаемого. Это и есть настоящая масонская тайна тайн. Нам кажется более интересным изложить на простом языке, общем для всех духовностей, некоторые опорные точки, выделенные Древним и Принятым Шотландским Уставом в степенях совершенства. Таким образом, можно будет ощутить, насколько эта масонская практика является путем одухотворения. Те из сестер и братьев, которые являются паломниками на этом пути, знают, как связать с этими маяками символы и истории, характерные для Королевского искусства, которые резонируют внутри нас.

Посвященный, который соединяет в себе степени совершенства, не является полным невеждой, чей разум остается отмеченным профанским состоянием. Это место реализации всех духовных возможностей, но, как и в случае с храмом, здесь еще многое предстоит построить. Способность подвергнуть сомнению индивидуализм и потребительство наших обществ, работа над самопознанием и умиротворение своих отношений с другими людьми, умение распознавать импульсы эго и владеть ими, а также мысль о том, что человек не сводится к своей материальной природе, не делает ищущего пробужденным существом, но все это является необходимой предпосылкой для любого истинного одухотворения.

В голубой ложе происходит преобразование взгляда, которое приводит посвящаемого к внутреннему поиску. Объект поиска и работа, которую необходимо выполнить, находятся внутри.

Главное на духовном пути – это сам путь, задача – снова и снова идти вперед, стремиться вперед, ибо в конечном итоге всех духовных поисков мы обретаем нечто невыразимое и непознаваемое.

Духовное и материальное измерения не должны противопоставляться, они должны быть связаны в переплетении каждого момента времени, чтобы дух мог опираться на тело и чтобы действующее тело всегда было просветлено духом.

Открываясь своему духовному измерению, искатель с восторгом обнаружит, что в нем находится не только отражение небес, но и сами небеса. Выверяя каждый свой поступок и каждое слово, он сделает все, чтобы этот высший порядок внутри него стал хозяином игры и чтобы божественный план раскрылся на карте его судьбы.

Духовный путь – это череда дверей, которые открываются и закрываются, и, возможно, совершенство ищущего измеряется способностью проходить через открытые двери. А для этого, без сомнения, мы должны следовать далее и осмелиться обрезать некоторые из старых ветвей внутри нас…

Ни один человек на духовном пути не может обойтись без этой работы: идти вперед и встретиться с дикими зверями внутри себя. Их распознание и именование позволяет нам перенаправить свою энергию и перестать подвергаться жестокости с их стороны. Все, что не распознано, не может быть преодолено. Так путник растет, так он открывает путь к свету внутри себя.

Необходима постоянная бдительность, ибо в любой момент эго или старые атавизмы, связанные с властью или нашими страхами, готовы всплыть на поверхность. Именно оставаясь в связи с сердцем, просветленным пламенем духовности, мы защищаем себя от этих дрейфов и во всех случаях остаемся истинным человеком. Каждый духовный путь состоит из двух измерений: знание того, как делать, и позволение себе быть. Небеса нельзя собрать, их нужно принять. Паломник на своем пути подобен колокольне, устремленной в зенит, но все же небо должно еще склониться над ним, чтобы была надежда на встречу.

Переживание нуминозного внутри себя (которое может быть очень разным у различных людей) не дает доступа к познанию невыразимого, которое выше всякого человеческого понимания, но оно навсегда отмечает ищущего своей печатью, делает его одухотворенным человеком и представляет собой важный шаг на пути к реализации.

Свет – это сокровище, которое можно удержать в себе, только поделившись им. Свет должен течь сквозь нас. Перекрыть его – значит стать непрозрачным, и тогда свет исчезнет. Поэтому тот, кто испытал свет, становится свидетелем света и предлагает себя другим, чтобы и они, если у них есть желание, могли отважиться на духовное путешествие.

Усовершенствование или осуществление?

Вот что предлагает нам богатейшее путешествие по степеням усовершенствования Древнего и Принятого Шотландского Устава. Масонство, эзотерический и инициатический духовный путь, не предлагает никаких открытых истин, никаких догм. Это метод, который позволяет каждому человеку проследить внутри себя свой собственный путь, чтобы взойти на древо жизни и стать тем храмом, который заключит в себе божественное имя, завершенным человеком с пробужденным сознанием.

Существует послание, которое многие другие духовные традиции несли по-своему, в своей собственной форме и на своем собственном языке. Настоящее – ЕДИНО. Но путей, ведущих к вершине горы, много. Вся конечная реальность исходит из бесконечного реального и возвращается к нему, но в условиях ограниченного времени существования духовный постулат заключается в том, что можно соединиться с этим конечным источником, ЕДИНЫМ. Научиться смотреть за пределы видимости, приветствовать невидимое присутствие, скрывающееся под каждой конечной реальностью, как и в наших внутренних глубинах, и позволить этому бесконечному, подобно источнику молодости, переполнить нашу ограниченность.

Адепт, который ощутил свет внутри себя и может в любой момент найти путь к нему, способен осветить мир материи своим духом. Он находится в состоянии завершенности. Усовершенствование не делает его совершенным существом во всех отношениях, но он становится человеком, который гармонизировал три измерения своего существа и который совершенно жив, то есть связан с универсальной жизнью, которая заложена в нем, как и вообще в каждом человеке.

И дальнейший путь может привести к новым открытиям…

Некоторые созвучные цитаты из других духовных традиций…

Не в духе дурного синкретизма, а чтобы отметить, что, если духовные традиции разными путями следуют к одной и той же вершине, нередко их пути пересекаются.

(1) «Не выходи вовне, а вникай внутрь, в сердце твари обитает истина» Святой Августин.

(2) «Божественное говорит в тишине сердца, слушание его – начало молитвы». Руми.

(3) «Паломник не всегда знает, куда он идет, но то известно его пути». Жан-Ив Лелу.

(4) «Всегда помните о Царствие Небесном, и вы получите его в наследство». Иперехий Райский.

(5) «Я убрал из своей жизни много бесполезных вещей, и Бог подошел поближе, чтобы посмотреть, что происходит». Кристиан Бобин

(6) «Если мы хотим выйти за пределы животного мира, мы сначала должны пройти через него, столкнувшись с тем, что кажется нам внутренними монстрами». Анник де Сузенель

(7) «Самопознание – это рождение к собственному свету, к собственному солнцу. Человек, который знает себя – живой человек». Мари Мадлен Дэви.

(8) «Нет лучшего совета для поиска Бога, чем уступить Богу». Майстер Экхарт

(9) «Насколько я могу судить, единственная цель человеческого существования – зажечь свет во тьме бытия». Карл Густав Юнг

(10) «Производить и давать расти, производить, не присваивая, действовать, ничего не ожидая, направлять, не принуждая – вот высшая добродетель». Лао Цзы.

Драгоценность, которая говорит о многом

Четырнадцатая степень знаменует собой завершение цикла степеней усовершенствования. Великолепная драгоценность этой степени концентрирует в своем облике путь духовной целостности. В дополнение к весьма вероятной отсылке к тройственному аспекту посвящения (ремесленному, королевскому и жреческому), циркуль, который действительно является главным символом этой подвески, указывает посвященному на духовное измерение степени. Искатель вознесся в высокие сферы знания. Земная плоскость, находящаяся под его ногами и под ножками циркуля, изогнулась в круговую дугу. И этот циркуль был коронован. Именно терпеливая работа в рамках степеней усовершенствования позволяет достигнуть в четырнадцатой степени коронации Света. Отныне посвященный сияет, как солнце в центре подвески, потому что благодаря обращению он был полностью помещен в присутствие творческого принципа и это произошло в его внутренних глубинах. В древней форме подвески Великого Избранника на обратной стороне солнца была выгравирована пятиконечная звезда, в центре которой находились дельта и… священный Тетраграмматон. Сегодня это изображение исчезло. Оно подобно тайне, погребенной в материи, таящейся в сердце посвященного… Каждый из нас должен сам отправиться в путь, чтобы увидеть ее.