ДРЕВНИЙ И ПРИНЯТЫЙ

Шотландский Устав

 

Мастерские Масонского Смешанного Международного Ордена «Право Человека» ведут свои работы в Древнем и Принятом Шотландском Уставе (ДПШУ). Уставом называется система посвятительных степеней, передающих посвящаемым определенные моральные и духовные уроки.

Почему он называется «Древним»? Этот термин относится к Великой Ложе «Древних», практиковавших в Шотландии и Ирландии масонство, отличавшееся от масонства англичан, т. н. «Современных».

Почему «Принятый»? Речь идет о приеме в Мастерские членов, далеких от Ремесла, не являющихся оперативными каменщиками.

Почему «Шотландский»? Чтобы обозначить систему, конкурирующую с английской, родившуюся в Шотландии и появившуюся во Франции в кругах беженцев, поддерживавших династию Стюартов и скрывавщихся в Сен-Жермен-ан-Ле в конце XVII в., которые учреждали Ложи во Франции.

Это один из наиболее широко распространенных масонских уставов. Первоначально Устав предназначался для градусов выше степени Мастера, начиная с 4 градуса.

1
Дух Древнего и Принятого Шотландского Устава

Каждый истинно Посвященный ощущает в себе пробуждение Творящего Принципа, равно как и возвращение к единству собственной личности, что позволяет ему или ей стать частью Вселенской Гармонии.

Устав дает возможность развиваться от градуса к градусу, которые можно обозначить, как степени Познания, затем — Любви, и затем — Действия

Если говорить о Знании, то речь идет о познании себя через внутреннее наблюдение, что помогает лучше понять других людей и свое место в мире, понять, что все мы представляем собой великое Единство.

Если говорить о Знании, то речь идет о познании себя через внутреннее наблюдение, что помогает лучше понять других людей и свое место в мире, понять, что все мы представляем собой великое Единство.

Действие — то, что ДПШУ требует от Посвященного — полную отдачу, чтобы претворить в жизнь принципы и приблизить пришествие Золотого Века.

ДПШУ предлагает Посвященному путь, состоящий из 33 градусов и начинающийся с градусов Ученика, Подмастерья и Мастера. Во время своего пути он встретится с различными традициями, которые упорядочены в этом Уставе:

— египетской (герметизм)
— греческой (пифагоризм)
— исламской (алхимия)
— иудейской (Каббала)
— христианской (Гнозис)
— и, в особенности, рыцарской (тамплиерское влияние).

Посвященный отправляется в путь в поисках потерянного слова и этот поиск развивает его личность, поднимает ее на новый уровень, отделяя Материю от Духа, к новому состоянию, к Святой Империи, миф о которой можно назвать основой шотландского устава.

Шотландский метод основан на триединой концепции человека: тела, души и духа. Странствия приводят Посвященного к их последовательному очищению: от этапа распада он движется к источнику усовершенствования, священной присущности, выраженной в сверхчувственном восприятии. Этот прогресс является методом гармоничного развития, который помогает каждому найти свой собственный духовный путь.

Цель Высших градусов — помочь понять эзотеризм трех первых символических степеней, которые признаны основными степенями. Высшие градусы помогают последовательно подойти к вопросам, поставленным во время церемонии степени Мастера.

Устав определяет себя, как Инициатический Традиционный Масонский Рыцарский и Международный Орден. В его основании — Вера в Высшую Силу или Идеал Человечества, Творящий Принцип, называемый Великим Архитектором Вселенной.

Следует отметить, что в масонстве не существует степени выше, чем третья – степень мастера. Основополагающий принцип масонской регулярности состоит в том, что все масоны равны, независимо от социального уровня или членства в других масонских степенях. Поэтому градусы, идущие после третьего, следует рассматривать, как дополнительный уровень обучения или развития, а не как градусы, определяющие уровень власти, ставящей мастера масона выше своих братьев.

Во многих странах три первых степени могут практиковаться в другом уставе.

Древний и Принятый Шотландский Устав включает в себя следующие степени:
Символические Ложи

1 — Ученик

2 — Подмастерье

3 — Мастер

Ложи Усовершенствования

4 — Тайный Мастер

5 — Совершенный Мастер

6 — Тайный Секретарь

7 — Надзиратель и Судья

8 — Надзиратель за строительством

9 — Мастер Избранник Девяти

10 — Славный Избранник Пятнадцати

11 — Возвышенный Рыцарь-Избранник

12 — Великий Мастер-Архитектор

13 — Рыцарь Царственного Свода

14 — Великий Избранник Святого Свода или Великий Каменщик

Капитулы или Красные Ложи

15 — Рыцарь Востока или Меча

16 — Князь Иерусалимский

17 — Рыцарь Востока и Запада

18 — Рыцарь-Розенкрейцер

Ареопаги или Философские Ложи

19 — Великий Понтифик или Великий Шотландец Небесного Иерусалима

20 — Досточтимый Великий Мастер всех регулярных Лож

21 — Ноахид или Прусский Рыцарь

22 — Рыцарь Королевской Секиры или Князь Ливанский

23 — Рыцарь Скинии

24 — Князь Скинии

25 — Рыцарь Медного Змея

26 — Шотландский Тринитарий или Князь Милосердия

27 — Великий Командор Храма

28 — Рыцарь Солнца

29 — Великий Шотландец Святого Андрея

30 — Великий Избранный Рыцарь Кадош или Рыцарь Черно-Белого Орла

Трибуналы:

31 — Великий Командор — Инспектор Инквизитор

Консистории:

32 — Верховный Князь Царственной Тайны

Верховный Совет:

33 — Державный Верховный Генеральный Инспектор

Для степеней, 30, 31, 32, проводятся особые церемонии посвящения, остальные градусы передаются «по коммуникации».

Древний и Принятый Шотландский Устав включает в себя 33 градуса, перечисленные здесь. Если следовать истории развития этого Устава, изначально в нем было лишь семь градусов, затем двадцать пять, тридцать два и, наконец, тридцать три.

Из истории устава

Первые упоминания о степени «Шотландского мастера»

Существует упоминание, относящееся к 1733 г., что ложа Темпл Бар в Лондоне производила возвышение в степень «шотландского мастера». Ту же степень мы встречаем в ложе Бат в 1735 г. и во «французской» ложе «Святого Георгия к Послушанию №49» в Ковент Гардене, в 1736 г.

Якобитское влияние: миф или реальность?

Масонская литература изобилует ссылками на якобитов. Главный недостаток состоит в том, что они весьма противоречивы и мнения авторов весьма расходятся. Иногда утверждается, что влияние якобитов на появление высших градусов равно нулю, даже если они и участвовали в создании мифа; попробуем определить это по имеющимся фактам.

Сторонники мифологической теории считают, что источник недопонимания лежит в небрежном замечании, сделанном Джоном Нортхуком в 1784 г., в книге Конституций первой Великой Ложи Лондона. Он утверждает, что не существует доказательств относительно того, что король Карл II (старший брат и предшественник Джеймса II) был посвящен в масоны во время своей голландской ссылки (1649-1660 гг.). В настоящее время доподлинно известно, что в то время на континенте еще не существовало масонских лож. Это замечание, определенно, льстило братству, вводя в их ряды древнего монарха. Эта легенда была приукрашена Джоном Робинсоном (1739-1805 гг.), профессором философии из Университета Эдинбурга, в его анти-масонской книге, изданной в 1797 г.

Тем не менее, еще до заявлений Нортхука, появлялись некоторые упоминания роли якобитов, их можно найти в архивах. Натболее важной из них является переписка, имевшая место в период с 1777 по 1783 гг. между датским бароном фон Вахтером и принцем Чарльзом Эдвардом, сыном Жака III Стюарта, который, в свою очередь, был племянником Карла II. В записке, написанной 21 сентября 1777 г. Вахтером и полученной Чарльзом Эдвардом, весьма ясно говорится, что «многие знаменитые люди из нашего дома (имеется в виду дом Стюартов) были масонами». В то время, миссией Вахтера было узнать, какова роль, сыгранная якобитами в создании масонства в целом и высших степеней в частности, и в особенности тамплиерских степеней. Кроме того, в 1667 г., через год после смерти Жака III, граф Клермон, Великий Мастер Великой Ложи Франции, в своем письме к маркизу де Гаж отмечает, что Жак III (которого он называет «принц Эдвард» по привычке, приобретенной во время жизни в Сен-Жермен-ан-Лэ в период до 1713 г.) был посвященным высокой степени и что Королевская Ложа, долго работавшая во Франции, упоминала о его персоне.

Этьен Морен и его обряд, состоящий из 25 градусов

Франузский торговец по имени Этьен Морен, который был посвящен в высшие градусы масонства в 1744 г., основал «шотландскую ложу» на Французском Мысе, к северу от колонии Санто-Доминго. 27 августа 1761 г. в Париже Морен получил патент, подписанный офицерами Великой Ложи, признающий его «Великим Инспектором для всех частей мира». Более поздние копии этого патента, который, вероятно, относился к символической ложе, были приукрашены самим Мореном, чтобы обосновать свою преемственность от лож Высших Градусов Вест-Индии.

Морен практиковал обряд, называемый «Обряд королевской тайны», состоящий из 25 градусов, высший из которых именовался «Великим Принцем Королевской Тайны» и который, возможно, был взят лично им из обряда, практиковавшегося в Париже «Советом Императоров Востока и Запада».

Морен вернулся в Санто-Доминго в 1762 или 1763 г. и, благодаря своему патенту, постепенно сформировал ложи всех градусов в Карибском регионе и Северной Америке. В 1770 г. он создал «Великий Капитул» в Кингстоне, Ямайка, где и умер в 1771 г.

Генри Эндрю Франкен и его рукописи

Человека, который весьма помог Морену распространить его обряд в Новом Свете, звали Генри Эндрю Франкен, он был французом голландского происхождения. Морен назначил его Избранным Великим Генеральным Инспектором по возвращении из Вест-Индии. Франкен тесно сотрудничал с ним и в 1771 г. написал рукопись, содержащую ритуалы с 15 по 25 градусы. Также он написал по меньшей мере еще две рукописи, первую в 1783 г., вторую около 1786 г., в которых содержатся все градусы с 4 по 25.

Ложа «Шотландского Усовершенствования» была основана 12 апреля 1764 г. в Новом Орлеане. Это была первая ложа высших градусов на североамериканском континенте. Ее существование было недолгим, поскольку, согласно Парижскому Договору, Новый Орлеан был передан католической Испании, враждебно настроенной по отношению к масонству. Видимо, вся масонская деятельность в Новом Орлеане была приостановлена до 1790 г.

В 1767 г. Франкен переехал в Нью-Йорк, где 26 декабря он получил патент, дающий право на создание ложи Усовершенствования в Олбани, что позволило ему впервые создать степени усовершенствования (с 4 по 14) в 13 британских колониях. Этот патент, равно как и отчеты о первых работах этой ложи хранятся в архивах Верховного Совета Северной Юрисдикции США.

Во время своего пребывания в Нью-Йорке, Франкен посвятил в эти градусы еврейского бизнесмена, Моисея Майкла Хейза, которого он назначил Заместителем Генерального Инспектора. В 1781 г. Хейз в свою очередь назначил еще восьмерых Заместителей Генерального Инспектора, четверо из которых позднее сыграли заметную роль в создании Древнего и Принятого Шотландского Устава в штате Южная Каролина:

• Исаак Да Коста, Заместитель Генерального Инспектора в Южной Каролине.
• Авраам Форст, Заместитель Генерального Инспектора в Виржинии
• Джозеф М. Майерс, Заместитель Генерального Инспектора в Мэриленде
• Баренд М. Спитцер, Заместитель Генерального Инспектора в Джорджии

Да Коста вернулся в Чарльстон, Южная Каролина, и создал «Высочайшую Великую Ложу Усовершенствования» в феврале 1783 г. К моменту своей смерти в октябре 1783 г. Хейз назначил Майерса своим преемником. Вместе с Форстом и Спитцером Майерс создал в Чарльстоне 8 дополнительных градусов.

Рождение Древнего и Принятого Шотландского Устава

Хотя тридцать три градуса уже были созданы, Древний и Принятый Шотландский Устав мог быть утвержден только вместе с созданием первого Верховного Совета, и им стал Верховный совет Южной Юрисдикции, основанный в Чарльстоне в 1801 г. под руководством Джона Митчелла и Фредерика Далхо.

Благодаря патентам именно этого Верховного Совета постепенно были сформированы все прочие Верховные Советы по всему миру.

Альберт Пайк и ДПШУ в США

Родившийся в Бостоне, штат Массачусетс, 29 декабря 1809 г., Альберт Пайк в США считается человеком, который сделал наибольший вклад в развитие ДПШУ, превратив его в середине XIX в. из размытого масонского ритуала в международное братство. Пайк получил все градусы с 4 по 32 у американского масонского историка Альберта Маккея в марте 1853 г. в Чарльстоне, Южная Каролина, и в том же году был назначен помощником Инспектора в Арканзасе.

В то время степени все еще находились в зачаточном состоянии и состояли из краткой легенды с некоторыми комментариями, но чаще всего без соответствующего ритуала посвящения. В 1855 г. Верховный Совет Южной Юрисдикции назначил комитет для подготовки полных ритуалов с 4 по 32 степень. Этот комитет состоял из Альберта Дж. Маккея, Джона Х. Хонора, У.С. Роквелла, С. Самори и Альберта Пайка, однако именно Пайк сделал большую часть работы.

В марте 1858 г. Пайк был избран членом Верховного Совета Южной Юрисдикции США и стал его Великим Командором в январе 1859 г. Гражданская война прервала его работу над ритуалами Шотландского Обряда. После войны он отправился в Вашингтон и зацончил свою работу по пересмотру ритуала.

Пайк также написал лекции для всех степеней, которые он опубликовал в 1871 г. под названием «Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Обряда».

История ДПШУ во Франции

Древний и Принятый Шотландский Устав впервые появился во Франции благодаря Брату Грассу-Тилли в 1804 г., когда он вернулся с «островов Америки». В этом году он основал первый Верховный Совет Франции.

В декабре 1804 г. был подписан Союзный договор между Великим Востоком Франции и Верховным Советом 33 градуса во Франции. В нем говорилось, что Великий восток присоединяет к себе Верховный Совет Франции. На самом деле, этого соглашения придерживались до 1814 г. При помощи этого договора Великий восток приобрел Древний и Принятый Шотландский Устав.

С 1805 по 1814 гг. Великий Восток Франции управлял первыми 18-ю степенями Устава, предоставив Верховному Совету управление пятнадцатью оставшимися – с 19 по 33. В 1815 г. пятеро руководителей Верховного Совета основали в Великом Востоке Верховный Совет Уставов. Первый Верховный Совет Франции заснул на период с 1815 по 1821 г.

Верховный Совет Островов Америки (основан в 1802 г. Грассом-Тилли, разбужен Делаогом в 1810 г.) разбудил в 1821 г. Верховный Совет 33 градуса во Франции и они объединились в одну организацию – Верховный Совет Франции. Он объявил себя независимым и суверенным масонским послушанием. Он создал символические ложи (то есть те, в которых практикуются первые три градуса и которые обычно объединены под сенью Великой Ложи или Великого Востока).

В 1894 г. Верховный Совет создал Великую Ложу Франции, чья автономия стала полностью независимой в 1904 г., когда Верховный Совет Франции перестал выдавать патенты об учреждении новых лож. Однако Верховный Совет по сей день считает себя хранителем согласованности между всеми 33-мя степенями Устава и отношения между двумя структурами остаются весьма близкими, о чем свидетельствуют две общие торжественные работы, проводимые ими совместно каждый год.