Масонский Смешанный Международный Орден
LE DROIT HUMAIN
(Право Человека)
Д:.Л:. «Новый Свет» №1989 на Вост:. г. Москвы
С:.Т:. «Коронованный Лев» на Вост:. г. Владимир
Т:.У:. «Золотое Кольцо» на Вост:. г. Москвы

Вступить в ряды партии

 

Проверка

facebook
Древний и Принятый Шотландский Устав

Двуглавый Орел - символ Древнего и Принятого Шотландского Устава

Мастерские Масонского Смешанного Международного Ордена «Право Человека» ведут свои работы в Древнем и Принятом Шотландском Уставе (ДПШУ). Уставом называется система посвятительных степеней, передающих посвящаемым определенные моральные и духовные уроки.

Почему он называется «Древним»? Этот термин относится к Великой Ложе «Древних», практиковавших в Шотландии и Ирландии масонство, отличавшееся от масонства англичан, т. н. «Современных».

Почему «Принятый»? Речь идет о приеме в Мастерские членов, далеких от Ремесла, не являющихся оперативными каменщиками.

Почему «Шотландский»? Чтобы обозначить систему, конкурирующую с английской, родившуюся в Шотландии и появившуюся во Франции в кругах беженцев, поддерживавших династию Стюартов и скрывавщихся в Сен-Жермен-ан-Ле в конце XVII в., которые учреждали Ложи во Франции.

Это один из наиболее широко распространенных масонских уставов. Первоначально Устав предназначался для градусов выше степени Мастера, начиная с 4 градуса.

Дух Древнего и Принятого Шотландского Устава

Каждый истинно Посвященный ощущает в себе пробуждение Творящего Принципа, равно как и возвращение к единству собственной личности, что позволяет ему или ей стать частью Вселенской Гармонии.

Устав дает возможность развиваться от градуса к градусу, которые можно обозначить, как степени Познания, затем — Любви, и затем — Действия.

Если говорить о Знании, то речь идет о познании себя через внутреннее наблюдение, что помогает лучше понять других людей и свое место в мире, понять, что все мы представляем собой великое Единство.

Любовь — это братство, которое объединяет нас. Это чувство, которое связывает наши сердца не только для того, чтобы формально принять различия между нами, но показать единство многих различных самостоятельных личностей, объединенных под сводами нашего Храма.

Действие — то, что ДПШУ требует от Посвященного — полную отдачу, чтобы претворить в жизнь принципы и приблизить пришествие Золотого Века.

ДПШУ предлагает Посвященному путь, состоящий из 33 градусов и начинающийся с градусов Ученика, Подмастерья и Мастера. Во время своего пути он встретится с различными традициями, которые упорядочены в этом Уставе:

— египетской (герметизм)
— греческой (пифагоризм)
— исламской (алхимия)
— иудейской (Каббала)
— христианской (Гнозис)
— и, в особенности, рыцарской (тамплиерское влияние).

Посвященный отправляется в путь в поисках потерянного слова и этот поиск развивает его личность, поднимает ее на новый уровень, отделяя Материю от Духа, к новому состоянию, к Святой Империи, миф о которой можно назвать основой шотландского устава.

Шотландский метод основан на триединой концепции человека: тела, души и духа. Странствия приводят Посвященного к их последовательному очищению: от этапа распада он движется к источнику усовершенствования, священной присущности, выраженной в сверхчувственном восприятии. Этот прогресс является методом гармоничного развития, который помогает каждому найти свой собственный духовный путь.

Цель Высших градусов — помочь понять эзотеризм трех первых символических степеней, которые признаны основными степенями. Высшие градусы помогают последовательно подойти к вопросам, поставленным во время церемонии степени Мастера.

Устав определяет себя, как Инициатический Традиционный Масонский Рыцарский и Международный Орден. В его основании — Вера в Высшую Силу или Идеал Человечества, Творящий Принцип, называемый Великим Архитектором Вселенной.

Следует отметить, что в масонстве не существует степени выше, чем третья – степень мастера. Основополагающий принцип масонской регулярности состоит в том, что все масоны равны, независимо от социального уровня или членства в других масонских степенях. Поэтому градусы, идущие после третьего, следует рассматривать, как дополнительный уровень обучения или развития, а не как градусы, определяющие уровень власти, ставящей мастера масона выше своих братьев.

Во многих странах три первых степени могут практиковаться в другом уставе.

Древний и Принятый Шотландский Устав включает в себя следующие степени:

Символические Ложи
1 — Ученик
2 — Подмастерье
3 — Мастер

Ложи Усовершенствования
4 — Тайный Мастер
5 — Совершенный Мастер
6 — Тайный Секретарь
7 — Надзиратель и Судья
8 — Надзиратель за строительством
9 — Мастер Избранник Девяти
10 — Славный Избранник Пятнадцати
11 — Возвышенный Рыцарь-Избранник
12 — Великий Мастер-Архитектор
13 — Рыцарь Царственного Свода
14 — Великий Избранник Святого Свода или Великий Каменщик

Капитулы или Красные Ложи
15 — Рыцарь Востока или Меча
16 — Князь Иерусалимский
17 — Рыцарь Востока и Запада
18 — Рыцарь-Розенкрейцер

Ареопаги или Философские Ложи
19 — Великий Понтифик или Великий Шотландец Небесного Иерусалима
20 — Досточтимый Великий Мастер всех регулярных Лож
21 — Ноахид или Прусский Рыцарь
22 — Рыцарь Королевской Секиры или Князь Ливанский
23 — Рыцарь Скинии
24 — Князь Скинии
25 — Рыцарь Медного Змея
26 — Шотландский Тринитарий или Князь Милосердия
27 — Великий Командор Храма
28 — Рыцарь Солнца
29 — Великий Шотландец Святого Андрея
30 — Великий Избранный Рыцарь Кадош или Рыцарь Черно-Белого Орла

Трибуналы:
31 — Великий Командор — Инспектор Инквизитор

Консистории:
32 — Верховный Князь Царственной Тайны

Верховный Совет:
33 — Державный Верховный Генеральный Инспектор

Для степеней, выделенных курсивом, проводятся особые церемонии посвящения, остальные градусы передаются «по коммуникации».

Древний и Принятый Шотландский Устав включает в себя 33 градуса, перечисленные здесь. Если следовать истории развития этого Устава, изначально в нем было лишь семь градусов, затем двадцать пять, тридцать два и, наконец, тридцать три.

ИЗ ИСТОРИИ УСТАВА

Первые упоминания о степени «Шотландского мастера»

Существует упоминание, относящееся к 1733 г., что ложа Темпл Бар в Лондоне производила возвышение в степень «шотландского мастера». Ту же степень мы встречаем в ложе Бат в 1735 г. и во «французской» ложе «Святого Георгия к Послушанию №49» в Ковент Гардене, в 1736 г.

Якобитское влияние: миф или реальность?

Масонская литература изобилует ссылками на якобитов. Главный недостаток состоит в том, что они весьма противоречивы и мнения авторов весьма расходятся. Иногда утверждается, что влияние якобитов на появление высших градусов равно нулю, даже если они и участвовали в создании мифа; попробуем определить это по имеющимся фактам.

Сторонники мифологической теории считают, что источник недопонимания лежит в небрежном замечании, сделанном Джоном Нортхуком в 1784 г., в книге Конституций первой Великой Ложи Лондона. Он утверждает, что не существует доказательств относительно того, что король Карл II (старший брат и предшественник Джеймса II) был посвящен в масоны во время своей голландской ссылки (1649-1660 гг.). В настоящее время доподлинно известно, что в то время на континенте еще не существовало масонских лож. Это замечание, определенно, льстило братству, вводя в их ряды древнего монарха. Эта легенда была приукрашена Джоном Робинсоном (1739-1805 гг.), профессором философии из Университета Эдинбурга, в его анти-масонской книге, изданной в 1797 г.

Тем не менее, еще до заявлений Нортхука, появлялись некоторые упоминания роли якобитов, их можно найти в архивах. Натболее важной из них является переписка, имевшая место в период с 1777 по 1783 гг. между датским бароном фон Вахтером и принцем Чарльзом Эдвардом, сыном Жака III Стюарта, который, в свою очередь, был племянником Карла II. В записке, написанной 21 сентября 1777 г. Вахтером и полученной Чарльзом Эдвардом, весьма ясно говорится, что «многие знаменитые люди из нашего дома (имеется в виду дом Стюартов) были масонами». В то время, миссией Вахтера было узнать, какова роль, сыгранная якобитами в создании масонства в целом и высших степеней в частности, и в особенности тамплиерских степеней. Кроме того, в 1667 г., через год после смерти Жака III, граф Клермон, Великий Мастер Великой Ложи Франции, в своем письме к маркизу де Гаж отмечает, что Жак III (которого он называет «принц Эдвард» по привычке, приобретенной во время жизни в Сен-Жермен-ан-Лэ в период до 1713 г.) был посвященным высокой степени и что Королевская Ложа, долго работавшая во Франции, упоминала о его персоне.

В середине XIX в. знаменитый английский масонский автор Джордж Оливер (1782-1867 гг.) в своих «Исторических ландмарках» заявил, что король Карл II регулярно посещал работы. Возможно, в этом стоит усомниться, хотя французские масонские авторы согласны с этим высказыванием, например Жан-Батист Рагон (1771-1862 гг.) и Эммануэль Ребол, последний даже приписывал ему создание всех высших градусов под сенью ложи Кэнонгейт Килвиннинг Эдинбурга. Но опровержения этой экстраполяции лишь одна сторона медали, другой стороной является тот факт, что в первых высших градусах внимание было сконцентрировано на Стюартах. Таким образом, Священный Свод, который является версией английской Королевской Арки, дает непосредственную ссылку на Жака I, отца Карла II.

Этьен Морен и его обряд, состоящий из 25 градусов

Франузский торговец по имени Этьен Морен, который был посвящен в высшие градусы масонства в 1744 г., основал «шотландскую ложу» на Французском Мысе, к северу от колонии Санто-Доминго. 27 августа 1761 г. в Париже Морен получил патент, подписанный офицерами Великой Ложи, признающий его «Великим Инспектором для всех частей мира». Более поздние копии этого патента, который, вероятно, относился к символической ложе, были приукрашены самим Мореном, чтобы обосновать свою преемственность от лож Высших Градусов Вест-Индии.

Морен практиковал обряд, называемый «Обряд королевской тайны», состоящий из 25 градусов, высший из которых именовался «Великим Принцем Королевской Тайны» и который, возможно, был взят лично им из обряда, практиковавшегося в Париже «Советом Императоров Востока и Запада».

Морен вернулся в Санто-Доминго в 1762 или 1763 г. и, благодаря своему патенту, постепенно сформировал ложи всех градусов в Карибском регионе и Северной Америке. В 1770 г. он создал «Великий Капитул» в Кингстоне, Ямайка, где и умер в 1771 г.

Генри Эндрю Франкен и его рукописи

Человека, который весьма помог Морену распространить его обряд в Новом Свете, звали Генри Эндрю Франкен, он был французом голландского происхождения. Морен назначил его Избранным Великим Генеральным Инспектором по возвращении из Вест-Индии. Франкен тесно сотрудничал с ним и в 1771 г. написал рукопись, содержащую ритуалы с 15 по 25 градусы. Также он написал по меньшей мере еще две рукописи, первую в 1783 г., вторую около 1786 г., в которых содержатся все градусы с 4 по 25.

Ложа «Шотландского Усовершенствования» была основана 12 апреля 1764 г. в Новом Орлеане. Это была первая ложа высших градусов на североамериканском континенте. Ее существование было недолгим, поскольку, согласно Парижскому Договору, Новый Орлеан был передан католической Испании, враждебно настроенной по отношению к масонству. Видимо, вся масонская деятельность в Новом Орлеане была приостановлена до 1790 г.

В 1767 г. Франкен переехал в Нью-Йорк, где 26 декабря он получил патент, дающий право на создание ложи Усовершенствования в Олбани, что позволило ему впервые создать степени усовершенствования (с 4 по 14) в 13 британских колониях. Этот патент, равно как и отчеты о первых работах этой ложи хранятся в архивах Верховного Совета Северной Юрисдикции США.

Во время своего пребывания в Нью-Йорке, Франкен посвятил в эти градусы еврейского бизнесмена, Моисея Майкла Хейза, которого он назначил Заместителем Генерального Инспектора. В 1781 г. Хейз в свою очередь назначил еще восьмерых Заместителей Генерального Инспектора, четверо из которых позднее сыграли заметную роль в создании Древнего и Принятого Шотландского Устава в штате Южная Каролина:

• Исаак Да Коста, Заместитель Генерального Инспектора в Южной Каролине.
• Авраам Форст, Заместитель Генерального Инспектора в Виржинии
• Джозеф М. Майерс, Заместитель Генерального Инспектора в Мэриленде
• Баренд М. Спитцер, Заместитель Генерального Инспектора в Джорджии

Да Коста вернулся в Чарльстон, Южная Каролина, и создал «Высочайшую Великую Ложу Усовершенствования» в феврале 1783 г. К моменту своей смерти в октябре 1783 г. Хейз назначил Майерса своим преемником. Вместе с Форстом и Спитцером Майерс создал в Чарльстоне 8 дополнительных градусов.

Рождение Древнего и Принятого Шотландского Устава

Хотя тридцать три градуса уже были созданы, Древний и Принятый Шотландский Устав мог быть утвержден только вместе с созданием первого Верховного Совета, и им стал Верховный совет Южной Юрисдикции, основанный в Чарльстоне в 1801 г. под руководством Джона Митчелла и Фредерика Далхо.

Благодаря патентам именно этого Верховного Совета постепенно были сформированы все прочие Верховные Советы по всему миру.

Альберт Пайк и ДПШУ в США

Родившийся в Бостоне, штат Массачусетс, 29 декабря 1809 г., Альберт Пайк в США считается человеком, который сделал наибольший вклад в развитие ДПШУ, превратив его в середине XIX в. из размытого масонского ритуала в международное братство. Пайк получил все градусы с 4 по 32 у американского масонского историка Альберта Маккея в марте 1853 г. в Чарльстоне, Южная Каролина, и в том же году был назначен помощником Инспектора в Арканзасе.

В то время степени все еще находились в зачаточном состоянии и состояли из краткой легенды с некоторыми комментариями, но чаще всего без соответствующего ритуала посвящения. В 1855 г. Верховный Совет Южной Юрисдикции назначил комитет для подготовки полных ритуалов с 4 по 32 степень. Этот комитет состоял из Альберта Дж. Маккея, Джона Х. Хонора, У.С. Роквелла, С. Самори и Альберта Пайка, однако именно Пайк сделал большую часть работы.

В марте 1858 г. Пайк был избран членом Верховного Совета Южной Юрисдикции США и стал его Великим Командором в январе 1859 г. Гражданская война прервала его работу над ритуалами Шотландского Обряда. После войны он отправился в Вашингтон и зацончил свою работу по пересмотру ритуала.

Пайк также написал лекции для всех степеней, которые он опубликовал в 1871 г. под названием «Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Обряда».

История ДПШУ во Франции.

Древний и Принятый Шотландский Устав впервые появился во Франции благодаря Брату Грассу-Тилли в 1804 г., когда он вернулся с «островов Америки». В этом году он основал первый Верховный Совет Франции.

В декабре 1804 г. был подписан Союзный договор между Великим Востоком Франции и Верховным Советом 33 градуса во Франции. В нем говорилось, что Великий восток присоединяет к себе Верховный Совет Франции. На самом деле, этого соглашения придерживались до 1814 г. При помощи этого договора Великий восток приобрел Древний и Принятый Шотландский Устав.

С 1805 по 1814 гг. Великий Восток Франции управлял первыми 18-ю степенями Устава, предоставив Верховному Совету управление пятнадцатью оставшимися – с 19 по 33. В 1815 г. пятеро руководителей Верховного Совета основали в Великом Востоке Верховный Совет Уставов. Первый Верховный Совет Франции заснул на период с 1815 по 1821 г.

Верховный Совет Островов Америки (основан в 1802 г. Грассом-Тилли, разбужен Делаогом в 1810 г.) разбудил в 1821 г. Верховный Совет 33 градуса во Франции и они объединились в одну организацию – Верховный Совет Франции. Он объявил себя независимым и суверенным масонским послушанием. Он создал символические ложи (то есть те, в которых практикуются первые три градуса и которые обычно объединены под сенью Великой Ложи или Великого Востока).

В 1894 г. Верховный Совет создал Великую Ложу Франции, чья автономия стала полностью независимой в 1904 г., когда Верховный Совет Франции перестал выдавать патенты об учреждении новых лож. Однако Верховный Совет по сей день считает себя хранителем согласованности между всеми 33-мя степенями Устава и отношения между двумя структурами остаются весьма близкими, о чем свидетельствуют две общие торжественные работы, проводимые ими совместно каждый год.

Древний и Принятый Шотландский Устав был избран основателями нашего Ордена в качестве основного устава для работ наших мастерских. Это также произошло в конце XIX в., когда Жорж Мартен, Мария Дерэм и Клеманс Руайе возглавили работы первой Ложи Ордена, учрежденной 4 апреля 1893 г. В то время наш Орден, носивший название Великой Символической Шотландской Ложи Франции «Право Человека», проводил работы только в первых трех градусах (Ученик — Подмастерье — Мастер). Чтобы получить Высшие градусы, в 1899 г. наше послушание, именовавшееся к тому времени Великая Символическая Смешанная Шотландская Ложа, обратилось к Брату Десамбр-Аллонье, даровавшему 33-й градус десяти масонам этой Великой Ложи, что позволило им учредить Верховный Совет. В 1901 г. Великая Символическая Смешанная Шотландская Ложа уступила место Масонскому Смешанному Международному Ордену «Право Человека».

facebooktwittergoogle_pluspinteresttumblrmail