Масонский Смешанный Международный Орден
LE DROIT HUMAIN
(Право Человека)
Д:.Л:. «Новый Свет» №1989 на Вост:. г. Москвы
С:.Т:. «Коронованный Лев» на Вост:. г. Владимир

Вступить в ряды партии

 

Проверка

facebook
Символизм мозаичного пола

Я хотел бы обратить ваше внимание на Пол Ложи. Не на доски пола, по которым мы ступаем, но на символический Пол, который описан в нашем ритуале, и который, в тех залах Ложи, которые сохранили традиционный настил, мы можем увидеть в форме ковра или мозаики, которая является верной для древнего символизма нашего Ордена.

Этот образ относится к тому особому типу основной масонской символики, история которой уходит корнями в самые ранние дни спекулятивного масонства. Впервые он упоминается в одном из разоблачений масонства 1730 г., «Масонство в разрезе», в котором мы читаем, что Ложа установлена “На Святой Земле”, расположена должным образом “От Востока до Запада” и имеет “затененный Полог различных Цветов” для ее покрытия. Антифональная лекция также сообщает нам:

Вопрос: Есть ли какая-нибудь мебель в твоей Ложе?
Ответ: Да.
В: Что это?
О: Мозаичный Пол, Сверкающая Звезда и Зубчатая Линия.
В: Что они такое?
О: Мозаичный пол – Основание Пола Ложи, Сверкающая Звезда – его Центр, и Зубчатая Линия – Граница вокруг него (1)

Другая ранняя ссылка на форму пола Ложи исходит от Любезного Брата Джона Коустоса, который был посвящен в Англии, но затем переехал в Португалию. В 1743, он был арестован Инквизицией, которая пытала его ради открытия масонских тайн. Он не сказал им всего, но, согласно официальной церковной записи, он упомянул следующее:

На полу… Ложи белым мелом нарисован узор, который представляет некоторые границы и служит в качестве украшения вместе со сверкающей звездой с буквой ‘G’ в центре, обозначающей пятую науку Геометрии, к которой должны стремиться все Офицеры и Ученики. (2)

Я больше не буду отвлекаться на историю Брата Коустоса, единожды разделив ее с Вами. Приговоренный властями к смерти из-за его верности Братству, он, после небольшого приключения, бежал обратно в Англию и издал книгу о своем опыте.

Таким образом наш Пол действительно является древним, и его форма была должным образом установлена на рассвете эры Великой Ложи. Как и следовало ожидать, в самых ранних ссылках встречается лишь очень слабый след тайных смыслов, которые могли относиться к этим трем взаимосвязанным символам. Однако было бы ошибочным считать, что их значение поверхностно или легко раскрываемо. Я готов поспорить, что они хранят великие тайны и глубокие значения – особенно для Масонов двадцать первого столетия.

По разнообразным причинам наши дружественные отношения с этой важной иероглифической эмблемой встречают большие затруднения. В тысячах Лож этот символ больше не присутствует физически, и в ритуальной работе многих юрисдикций, включая нашу, его единственное описание понижено до уровня Наблюдателя (Monitor). Позвольте мне открыть его заново, эту основу нашего возлюбленного Храма и священную форму, на которой каждый из нас делал свои первые шаги в Ложе, сначала нерешительные шаги слепца и
неуверенного путешественника, и, вскоре после этого, уверенные правильные шаги благочестивого и честного масона. Посвященный Ученик наставляется следующим образом:

Украшения Ложи — Мозаичный Пол, Зубчатая Линия и Сверкающая Звезда. Мозаичный Пол представляет собой первый этаж Храма Царя Соломона, и символизирует человеческую жизнь, наполненную разнообразием добра и зла. Зубчатая Линия представляет красивую мозаичную границу или предел, который окружает пол, и символизирует разнообразные благословения и позитивный опыт, который окружает нас, и в котором мы надеемся обрести преданную уверенность в Божественном провидении, символически представленным Сверкающей Звездой в центре. (3)

Это объяснение фактически одинаково во всех американских масонских уставах. В нем мы видим эмблему духовной и моральной парадигмы. Центр Ложи отмечен Сверкающей Звездой божественного провидения, мы можем представить, как его сила исходит вовне, даруя милость суровому миру, состоящему в равной доли из добра и зла, и, наконец, даруя своего рода серебряную облицовку, награды и благословения внешней границы, благополучно полученные через беспощадную и безличную среду черно-белых квадратов.

Здесь мы видим эмоциональную вселенную, залитую любовью к Богу, вовлеченному и вездесущему,
сияющему Благотворителю, тому, кто по своим собственным причинам соткал перемежающийся гобелен, который время от времени кажется нам жестоким, однако Бог венчает его особой милостью или Славой, завершая свою, возможно, кем-то незамеченную, работу на границах со свидетельствами Его природы, и заботой, проявленной в материальных результатах. Таким образом, существуют два мира, согласованных и, в некотором роде, темных и таинственных, и человек воспринимает их оба. Здесь, на этом полу, мы понимаем свое место в великом плане и познаём, что согласно масонству Ложа основана на сверхъестественном ощущении реальности, на понятии вселенной, столь же глубоко наполненной Священным, сколь и верным/неверным принципами.

Это возвышенное чувство реальности Добра и Зла приходит к нам в контрасте с более популярными – или, по крайней мере, ярче выраженными – представлениями, которые описывают эти качества, как непознаваемые. Отцы нашего ритуала, возможно, не могли представить себе будущее, в котором Добро и Зло стали лишь вышедшими из моды понятиями. Мы должны осознать эту трудную задачу и, совершая масонские созидательные действия, стремиться выразить символику масонства, очищенную от ошибок культуры, которая стала, быть может, слишком неудобной со своими моральными вопросами. Шекспир сказал, что “Ткань нашей жизни сделана из смешанной пряжи — плохой и хорошей вместе”. Масонство учит нас, что человек может и должен быть в состоянии различить эти нити, независимо от того, каким образом они переплетены.
Это часть тайны Черных и Белых квадратов, состоящая в том, что только здесь, в идеальной душе Ложи, мы видим их так ясно и явно. Но они всегда присутствуют рядом с нами, даже когда трудно различить их, и лучше всего описать этот пункт я могу лишь процитировав яркий стих Брата Александра Поупа:

То свет и тьма сплелись в нашем хаосе,
Что должно разделиться? Господь внутри сознанья.
Крайности в Природе рождают равные итоги,
В Человеке они сливаются в мистическом союзе;
И обе, попеременно, вторгаются друг в друга,
Словно тени и свет на некой прекрасной картине,
И часто, когда они смешаны, различие меж ними слишком тонко,
Где завершается Добродетель, или начинается Порок.
Глупцы! отсюда исходит намек на то,
что Добродетели или Порока нету вовсе.
Если белый с черным смешиваются, смягчаются и объединяются
Тысячью способов, быть может, нет ни черного, ни белого?

Чтобы открыть еще некоторые тайны этой древней эмблемы, мы обратимся к Британскому Уставу Эмулейшн, который был объединен в 1813 г., основываясь на более ранних источниках. В этой традиции, которая наиболее хорошо знакома нашим английским братьям, символам придают совсем другие значения:

Мозаичный пол — прекрасный настил Ложи Вольных Каменщиков, сверкающая звезда славы в центре, и зубчатая или мозаичная граница, узор вокруг него. Мозаичный пол можно справедливо считать прекрасным настилом Ложи по причине того, что он смешанный и клетчатый. Это указывает на разнообразие объектов, которые украшают творение, как живую, так и неодушевленную его часть. Сверкающая звезда, или слава в центре, отсылает нас к Солнцу, которое освещает землю, и своим милостивым влиянием распределяет благословения всему человечеству. Зубчатая или мозаичная линия отсылает нас к планетам, которые своими различными круговыми вращениями формируют прекрасную границу или узор вокруг того великого светила, Солнца, как и линия вокруг пола Ложи Вольных Каменщиков.

Эти два объяснения кажутся нам весьма отличными друг от друга. Американский устав представляет моральную схему. Английский ритуал представляет то, что кажется скорее физической схемой, где центр представлен Солнцем, внешняя граница – планетами, и пол между ними олицетворяет живое и неодушевленное. Наш обход вокруг Алтаря становится микрокосмом пути миров вокруг той звезды, которая является источником хлеба насущного для земной жизни. Это интересный поэтический образ: как планеты собирают энергию солнца, как они движутся по своим орбитам, так и мы собираем благословения Господа и совершаем наши обходы. И то, и другое ярко представлено в Мозаичной Линии.

Наиболее известно отождествление Сверкающей Звезды с Солнцем, а не с Богом.

Хотя в другом месте Обряд Эмулейшн часто именует Солнце “Славой Бога”, здесь это значение нисколько не явно. Мы прошли через точку зрения, которая объясняет мистическую связь между Богом и человеком через матрицу Добра и Зла, к космической карте солнечной системы, водовороту веществ и живых существ, связанных светом и гравитацией.

Несмотря на очевидную удаленность этих традиций, обе они являются детьми одного родителя, и обе являются одинаково верными. В последней половине 1700-ых, Почтенный Брат Уильям Престон написал то, что многие считают авторитетными лекциями масонских градусов. Хотя существовали и другие лекции, написанные задолго до его работ, Брату Престону приписывают заслуги гармонизации и обновления, также его работа сформировала основу всех более поздних англоязычных лекций.

Лекция брата Престона устраняет беспорядок, который может следовать из сравнения американских и британских уставов. Я слегка отредактировал ее, чтобы минимизировать его оригинальный формат вопросов-ответов:

…Внутренние украшения здания … состоят … из мозаичного или выложенного плиткой пола; сверкающей звезды и зубчатой линии… Первое — красивый и неоднородный пол, по которому мы шагаем; второе — центр покрытия, который является первый объектом нашего внимания; третье — завершенная граница, которая окружает здание, объединяет отдельные части в гармонии и сводит силу и стабильность в единое целое. […] моральная картина … которую они передают разуму [… — …] составляет любопытный план из всех красот природы и искусства, смешанных в приятных пропорциях: чтобы сразу привлечь око и очаровать разум.

… Первый орнамент представляет истинный символ разнообразия, которое выражено в работе творения; и из всех превратностей, которым подвергается жизнь человека посреди этого творения … показана … неустойчивость событий, происходящих в человеческой жизни; ведь сегодня мы можем идти по цветочному меду процветания; а уже завтра можем шататься на грубом куске бедствия.

… Второй орнамент является живым символом вездесущности Бога, с любовью и благодеянием управляющим различными работами, которые он создал … это проиллюстрировано … нашим созерцанием этой фигуры, бесконечного совершенства, затмевающего целую систему и его стремительность, на деле, проистекает от его благотворной щедрости лучами любви и милосердия, посланным существам всех видов, сотворенных им.

… Третий орнамент представляет […] поразительную эмблему заботы Провидения о сохранении бытия, выраженное в Божественной мудрости; бессвязные части творения собраны в одном месте и скреплены в единое целое в союзе, для всеобщего сохранения и защиты.

Что такое Великая Мораль? Рассматривая украшения нашего здания, мы учимся понимать, что наша система сформирована в союзе; и в союзе она должна быть сохранена. Симметрия и пропорция украшают все сооружение, в то время как гармония делает завершенной фигуру и коронует труд художника постоянством и долговечностью.

Здесь, в полном объяснении Престоном вопроса, мы видим, что три символа работают вместе, чтобы сформировать суждение, философское резюме. Естественным образом нас касается Великая Мораль, положительное понятие фундаментального Союза во всей вселенной. Достопочтенный Брат У. Кирк Макналти, автор Пути Мастера, говорит нам:

Совместно и по отдельности эти три объекта воплощают и сообщают Закон Единства. … Изображенный схематически, он передает идею, что всякая вещь – часть Единства, отдельная часть, интегрированная в систему. Это подразумеваемое единство имеет несколько очень важных значений. Прежде всего, это единая система, одни и те же законы работают повсюду, управляемые самым сильным архангелом и наименее зрелым человеком… Второе значение состоит в том, что в единой, интегрированной системе, события не происходят случайно. Очевидная несвязность событий нашего ежедневного опыта, действительно, фактически формирует гармоничный узор, аналогичный Мозаичному Полу, хотя мы редко замечаем это. […] Все Бытие – это «одежда без швов».

Насколько положительно и благородно традиционное Масонское понимание вселенной по сравнению с прерывистой и фрагментированной материалистической точкой зрения, которая утвердилась в умах за последние столетия. В современном всеобщем мировоззрении божество – это невозможность, а этика – ничуть не больше чем произвольные решения случайных существ, которые не могут обладать существенным пониманием целого, но лишь частичным каталогом элементов их окружающей среды.
Современное отчуждение от чувства важной взаимосвязи со вселенной приводит к своего рода беспомощности перед лицом важных вопросов. Это может дать начало бесплодному агностицизму и экзистенциальному отчаянию, и, в конечном счете, к неизбежному поражению и моральному релятивизму.
Этика, один из основных стандартных блоков традиционной философии, стала “камнем, отброшенным строителями”.

Моральный цинизм преобладает не потому, что он кажется правильным, и даже не потому, что большинство людей действительно и искренне полагает, что правильное и неправильное не существует вне индивидуального сознания. Это мнение столь широко распространено лишь потому, что это необходимое заключение материалистического мировоззрения, которое отрицает саму возможность естественного закона.

Масонская традиция, как это выражено в нашем ритуале, не допускает подобного беспорядка. Наша эмблема ярко изображает связанную, организованную вселенную, залитую Божественной мудростью и полную хлебом насущным. Мы вольны вообразить эту жизненную силу как единственно поэтичную. Или, согласно традиционным взглядам, мы можем познать ее, как силу столь же реальную, как гравитация, свет или электричество. Например, средневековый мистический труд каббалистической школы, Сефер Га’багир, говорит нам:

Физический мир походит на горчичное семя, окруженное кругом. Почему? Из-за Духа, что веет над ним, через которого мир поддерживается. Если бы этот дух прервался хотя б на мгновение, мир был бы уничтожен.

В этом отрывке мы встречаем наш собственный символ, Точку в Круге, как представление бесконечной живительной силы, которая питает нашу вселенную от мгновения к мгновению, чтобы она не разрушилась и не канула в небытие. Нескольких секунд размышления об идее этой непрерывной Божественной поддержки вполне достаточно для того, чтобы заставить нас оценить более глубокое значение пола Ложи. В большинстве масонских лекций, кандидату говорят, что он должен снимать обувь, ступая на пол Ложи, поскольку он является “Святой Землей”. В британском уставе Эмулейшн Масонам сообщают, что это “Квадратный Пол – для Первосвященника, чтобы ступать по нему”.
Это, определенно, связывает масонский символизм пола с определенный контекстом Храма Соломона, который, как нас учат, представляет собой всякая Ложа. Книга Священного Закона описывает момент, когда Храм было закончен и освящен, тот момент, когда он был преобразован из недостроенного здания в Храм Высочайшего:

«Все сыновья Израиля узрели нисходящее пламя — Слава Господа была над Храмом. Они преклонили колени и распростерлись ниц, лицом обратившись к земле, на мозаичный пол, и восхвалили Господа, ибо Он благ и явил свое бесконечное милосердие».

Пол нашей Ложи символизирует то мгновение, когда сверкающая звезда божественной Славы спускалась от затененного полога до самого пола Храма, где строители склонились в почтении.

Это – снимок момента «активации» Храма, когда он был преобразован из мирского, но великолепного произведения искусства, в обитель вечного Владыки. В лекции Престон ссылается на вышеупомянутый стих и затем добавляет интригующий комментарий, что, “Таким образом мы закрываем церемонию освящения и посвящения храма Иерусалима, в ознаменование который мы практикуем тот же самый обряд в структурах, которые воздвигнуты в честь нашего искусства”.

Как можем мы не поразиться этому великому видимому напоминанию о Божественной Обители Высочайшего среди нас? И как можем мы не впечатлиться бесконечной протяженностью, которую наша традиция придает этой геометрической фигуре? Ибо исстари нам известно, что:

Ложа, как сказано, символически простирается в длину с Востока на Запад; в ширину – с Севера на Юг; в высоту – от земли до самых высоких небес; в глубину – от поверхности к центру.

Когда мы вспоминаем о Сверкающей Звезде в центре Ложи, эта часть масонского катехизиса явно напоминает древний герметический принцип, принятый очень многими философами – “Бог является постижимой разумом сферой, центр которой – всюду, и чья окружность – нигде”. Мы можем трепетать, созерцая Бесконечность Господа, но более удивительным является тот факт, что аспекты Бесконечности являются действительно понятными и могут быть представлены символами и отсылками к нашему ритуалу.
Это, братья мои, не такое уж незначительное занятие, стоять всем вместе на этом священном полу.

Мы относимся к этому легкомысленно и небрежно только потому, что священный символ под нашими ногами неправильно понят или просто остается незамеченным.
Нам предписывается, всем без исключения, рассматривать этот пол как освященную землю, и держать это в памяти, чтобы “подчинить каждую противоречивую страсть внутри нас” – поскольку такие страсти рассеиваются сами собой, как только мы осознаем значения прекрасной символики, окружающей нас в этом месте.

И мы, каждый из нас, стремимся поместить в ежедневную практику возвышенные уроки, преподанные нам внутри этих стен, покрытых плиткой. Мы — Масоны: мы — Строители. Именно мы должны установить некоторые из тех благословений Божественной Мудрости, которые представлены Зубчатой Линией, и мы понимаем, что Ложа простирается в бесконечности и никогда не будет конца нашей работе.

Наши обязательства в этом Храме, которому мы навсегда обязаны, напоминают нам, что нам следует сопротивляться мягкой моральной апатии, которую профанское общество считает похвальной и современной.

Мы должны понять, что мы носим белый запон, как знак невинности. Мы должны действовать, поскольку наши руки одеты в столь же белые перчатки.

Пусть же основа Масонства, его философский первый камень, отныне вдохновляет нас много сильнее, чем когда-либо. Она сияет перед нами Сверкающей Звездой, напоминая о реальности того Бога к которому вечно устремлена вера каждого достойного Масона! Так же верно, как и то, что тепло и свет Солнца в зените поддерживает все живое, и так же извечные волны света звезды и ее энергия порождает и оживляет Ложу. Все, что вокруг нас, в сиянии Мозаичной Линии, есть его плодородный союз, обогащающий наши жизни и соединяющий нас с его Источником в знак Агапе, Братской Любви.

И мы стоим здесь, на квадратном полу в мире моральных фактов, договариваясь о наших судьбах и облегчая другим их тяжелую ношу своими действиями, которых требуют наши запоны и перчатки. Не существует разделенной на части вселенной, лишенной центра, и никакой прохладный моральный релятивизм не проникнет в это древнее Святилище, созданное цельным в соответствии с нашим пожизненным и непреклонным обязательством следовать идеалам, видимым нам благодаря тому Великому Свету, который символически получил каждый масон.

“В союзе создана наша система; и в союзе она должна быть сохранена”.
Созерцайте, друзья мои, наш прекрасный план первого этажа здания: организованную вселенную, не забытую ее Архитектором.

Торжественная речь, произнесенная в Ученической Ложе, проведенной в Ложе Сан-Хосе Номер 10, в аудитории Великого Мастера, Весьма Достопочтенного Брата Лэрри Л. Адамсона, в зале Ложи Alto-Roller Номер 346, 24 января 6009 И:. С:. Предварительно прочитана в Ложе Академия Номер 847, 13 февраля, 6007 И:. С:.

© 2007 Plumbstone Books

1 Самуэль Причард, Масонство в разрезе (J. Wilford, 1730), стр. 13.
2 Колин Дайер, Символика в Масонском Ремесле ((Lewis Masonic, 1976), стр. 89.

facebooktwittergoogle_pluspinteresttumblrmail