Перейти к содержимому


Compagnonnage - Компаньонаж во Франции

компаньонаж компаньоны воль

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:00 PM

Дорогие форумчане,

Перемещаю на этот форум статью о Компаньонаже, переведённую в июле 2010 г. и тогда же помещённую на соседнем форуме в закрытой части. Перечитав и не увидев в ней ничего "секретного", публикую эту статью в общей части...
Прошу простить за мой немного корявый перевод (да и язык статьи был особенно закручен) и за, всё может быть, грамматические ошибки. Статья большая, поэтому публикую кусками...
Что касается достоверности его содержания, гарантии дать не могу, но в общем оно совпадает с тем, что было мною раньше прочитано в книгах французских масонских авторов...
Ordo ab chao

#2 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:04 PM

Compagnon
1) спутник, compagnon de voyage — спутник, попутчик. 2) товарищ, compagnon d'etudes — соученик ; compagnon de table — сотрапезник ; compagnon d'infortune — товарищ по несчастью. 3) ком. Компаньон. 4) ист. подмастерье. 5) Kвалифицированный рабочий (в некоторых профессиях). 6) ист. дружинник. 7) муж; друг; мужчина.

Брат С.К. (Ivan): Добавлю, что этимология слова « компаньон » восходит к двум корням – con - от латинского com - « вместе с » и panis – « хлеб », т.e. имеем – « тот, с кем делим хлеб ». То же слово используется в символическом Масонстве для градуса подмастерья в языках романской группы.
Использование слова известно с середины 11 века (из глосс, записанных на полях манускриптов - Glosas silenses) и, возможно, источником имеет христианские аллюзии (роль хлеба в христианстве известна).
Ordo ab chao

#3 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:15 PM

История Компаньонажа, его Легенда и Репрессии

http://genhames.free.fr/comphisto.htm


Истoрия
Общее название Compagnonnage (Компаньонаж) дается союзам, созданным рабочими тех или иных ремесел, целью которых является оказание взаимной помощи. Ранее, в рамках правил, ограничений и привилегий, которых далее уничтожила Французская революция, Компаньонажем назывался второй градус послушника для достижения мастерства. В него посвещались Ученики, прошедшие пять лет обучения и выполнившие ремесленную работу под названием « шедевр ». Обьединения Компаньонов (или подмастерьев) в союзы по признакам ремесла с целью взаимной помощи, защиты и поиска работы пережили крах промышленной монополии, попавшей под Закон от 2 марта 1791, и создали « Компаньонаж » в течении 19 века.

По многочисленным версиям, традиция Компаньонажа имеет библейское происхождение: его основатели, Мастер Жак (Иаков), каменотес, и отец Субиз, плотник, приняли участие во времена Соломона (10 век до нашей эры) в строительстве первого храма в Иерусалиме, а затем внедрили свои обряды в Галлию.
Из другого источника, в 12 веке, его основателями являются монахи-строители создавшие первые обьединения странствующих рабочих.

Несомненно, Компаньонаж является наследником гильдий, братств и ганза, появившихся еще в 12 веке, и почти с увереностью можно сказать, что Компаньонаж зародился в 12-13 веке в связи со строительством соборов и с появлением ремесленных артелей.
Не имея возможности привести точные доказательства о существовании Компаньонажа в эту эпоху, все таки можно упомянуть, что в декретах Церкви, принятых на церковных Советах в Руане в 1189 году и в Авиньоне в 1326 году, указано об отлучении от Церкви нелегальных братств, члены которых регулярно собираются, принимают присягу, носят необычную одежду и клянутся о взаимопомощи.

В 1258 году в своей Книге ремесел, кодифицирующей корпоративные практики в Париже, Этьен Буало (Etienne Boileau) пишет о 1268 странствующих рабочих. В 1276 году, Рудольф I дает статус « вольных » - каменотесам Страсбурга. Но вполне вероятно, что, кроме признанных гильдий и корпораций, уже существуют сообщества взаимопомощи рабочих, действующие нелегально, во избежании наказания жестких запретов Церкви и королевской власти.

В 12 веке, на статуях, памятниках, картинах появляются знаки, характерные для Компаньонов, либо же символизирующие их обряды и легенды : например в Санкт-Бертране де Коммэнг, в Шартре и Пуатье, на барельефах колонн 13 века можно увидеть guillebrette (канонический дом 13 века и Нотр-Дам-де-ла-Гранд). Опять же в Шартре, два персонажа, на корточках лицом к лицу, держа игральные кости, на которых заметны знаки Компаньонов, символизируют Мастера и Ученика. Вияр де Онкур (Villard de Honnecourt) зарисовывает эту сцену, добавив туда изображение кабана и зайца, символизирующих, по традиции Компаньонов, « посвященного » и « ученика ».
В Валансьене, представлены две колонны Хашин и Боаз; в Сен-Дени, Христос делает знак Компаньонов; в Страсбурге, смерть Хирама. Но эти странные знаки не являются абсолютным доказательством, так как они использовались и Компаньонами и Церквью. Тем не менее, добавим, что аббат Грандидье (Grandidier, 18 век) утверждает, что нашел следы обрядов практикуемых строителями Страсбургского собора в 13 веке.
Так же у него говорится о существовании некой « Матроны », державшей гостинный двор, путешествия Компаньонов и их взаимопомощи. (гостинные дворы часто являлись местом собраний Компаньонов. В них же они и останавливались на постой. Эти дворы управлялись « Матроной », которая чаще всего была женой одного из них, Матроны выбиралась самими компаньонами и подчинялась строгой дисциплине...) Кроме того, в знаменитой рукописи Виярa де Онкур (Villard de Honnecourt) находятся множество характерных рисунков, например наброски персонажей или животных переплетающихся с геометрическими фигурами, которые, по некоторым предположениям, могут быть своего рода Мémento (пометки, инструкции) для строителей по использованию чертежей.

В позднем средневековье, власть легальных гильдий и кирпораций растет; получить в них доступ к Мастерству становиться все труднее, поскольку посвещение в Мастера происходит все более и более по наследственному принципу. В ответ на эту ужесточающуюся внутреннюю власть ремесленых гильдий появляются рабочие братства.
В эту эпоху, часто упоминается о ремесленных легальных гильдиях, разделенных на три основные категории: Мастеров, которые должны были продемонстрировать технические навыки и оплатить вступительный взнос, учеников (которые должны были стать Мастерами) и прислугу, которых, в 15 векe, начнут называть подмастерьями (компаньонами).

Рабочих, передвигавшихся на строики из провинции в провинцию, не возможно было зажать внутри узких рамок немногочисленных корпораций, со временем приобретавших, стараниями все тех же мастеров, все более и более эксклюзивный характер. Эта « конфискация » корпораций патронатом полностью попустительствовалась властями (например, выдача граммот о полученом мастерстве королевской властью). Таким образом, зарождается реальная потребность рабочих в особых союзах или братствах, обеспечивающих защитой и рабочей солидарностью в тяжелых скитаниях.

Эти союзы служили не только для обеспечения работой рабочему, брошенному в незнакомом городе, но и для обретения им братской руки, приветливого дружеского лица, повсюду, где бы он не оказался. союзы должны были обеспечить его помощью и куском хлеба в нужде, в далеке от своей страны и семьи. Это являлось как бы « инстинктом » самообороны, подтолкнувший людей одной профессии к взаимопомощи и к объединению против самоуправства Мастеров.

Лигам буржуазии и ремесленников необходимо было противопоставить Лигу рабочих. Мастерская, перестав быть общим убежищем, становится местом эксплуатации более слабых более сильными; интересы хозяина и подмастерьи все более расходятся, глубокая бездна разделяет их и порождает необходимость создания своих собственных союзов со своим уставом, обрядами и мистериями.
В 14 веке, действия Компаньонов зафиксированны в городе Руане; в начале 15 века, плотники, вышивальщики и стригальщики овец могли участвовать в судействе в качестве представителей легальных ремесел. В конце средневековья, основные характеристики Кампоньонажа начинают отчетливо вырисововаться...

В своем « Социoлогическом исследование корпоративных товариществ », кровельщик Август Бонву (Auguste Bovous ) пишет: « И только в 1470, Муниципальные архивы упомянуют о Compagnons du Devoir (Компаньоны Долга или Oбязанностей). В Пуату, молодые слесари Devoir (Девуар) основывают « Компаньонаж Долга Слесарей » под эгидой мастера Жака. В Орлеане, кузнецы ведут борьбу с корзинщиками; ночной дозор врывается в убежище « Компаньонов Долга кузнецов » и захватывает железный сундук, в котором находятся куски земли и песенка против корзинщиков.» (сентябрь 1451)

С 16 века, количество указов, запрещающих рабочим собираться, возрастает. Собрания Компаньонов запрещаются королевской властью (указы 1539, 1534, 1566 года...), к ним же добавляются запреты Церкви. Все таинственные обряды окружающие Компаньонаж: омывания, собрания, Матроны, маски, трости, ленты и другие атрибуты, вызывают гнев королевской юстиции и церковных судов. Таким образом, между 1539 и 1573 годом, печатники Лиона, например, постоянно фигурируют в центре судебных тяг и бунтов против королевской власти. Объединения рабочих, репрессированные со стороны власти и осужденные корпоративными легальными гильдиями, постепенно теряют правовой статус. В этой ситуации, они вынужденны учреждаться нелегально, но, несмотря на распространения запретов, власти, на самом деле, абсолютно бессильнны предотвратить рост Компаньонажа.

Некоторые Компаньонажи, называемые Devoir до 17 века, превращаются в истинные тайные общества, распространившиеся по всей стране, крупнейшим из которых являляется союз строительных ремесел (каменщики и плотники). В своем « сопротивление », Компаньоны, не колеблясь, принимают участие в и религиозных конфликтах. « Гавоты » (дети Соломона) признаются реформистами и « Девуаранты » (дети Мастера Жака) – католиками, что разжигает соперничество между ними, в той же степени, что и разрешения, которое они практиковали на зарплаты и наем.

В 17 веке, после целой серии судебных тяжб (с 1643 по 1655 год) против сапожников и рабочих текстильных и кожевенных ремесел, Мишель-Анри Бук (Michel-Henry Buch) пытатся создать « добропорядочную » структуру, одобренную Сорбонной и властью. В Париже, Лионе и Суассоне, были созданы « монастыри-кооперативы », но и они, в свою очередь, стали центрами сопротивления рабочих против корпоративных властей и мастеров.
Компаньоном назывался рабочий, закончивший свое обучение и работающий на Мастера, а Компаньонаж означал время работы бывших учеников, ставших подмастерьями, на своего Мастера, прежде чем он сможет работать на себя. Таким образом, с 17 века, Компаньонаж, так как мы это подразумеваем, действительно образовался.

Каждый Devoir соблюдает свои собственные правила и ритуалы посвящения своих членов и их профессионального и духовного обучения, которое направляются на передачу знаний, внимание к материалам и инструментам, а также уважение к труду и работе, которую предстоит выполнить.

Таким образом Компаньон, отчаявшись получить Мастерство из-за почти неограниченного срока работы на Мастера либо из-за его бедности, начинает перебираться из города в город, в поиске удачи, что является отличным способом приобретения мастерства и опыта, в которых рутина его мастерской ему отказывала.

Оттуда и зарождаются и « Турне по Франции » (Тур де Франс), и так необходимые для работников-скитальцев обьединения Компаньонажей. Количество объединений быстро ростет, и они становятся все более секретными и таинственными, так как только строгая тайна и обет молчания могут позволить избежать тягостных законов, принятых исключительно в пользу буржуазии и мастеров.

В обязанности союзов Компаньонажа входила взаимопомощь Компаньонов любого обьединения или Devoir. Предоставление ему работы и защиты, облегчающие передвижения по всей стране, в особенности по городам называющимся « Тур де Франс », явилось ответом на острую и постоянную необходимость, так сильно и так глубоко прочувствованную странствующим рабочим.
Ordo ab chao

#4 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:24 PM

Традиция и легенда
Компаньоны всех времен претендуют на свое мифологическое происхождение, связанное с тремя символическими фигурами : Саломон, Мастер Жак и отец Субиз, и с двумя эпохами: строительством храма Иерусалима, где Мастер Жак выступает в роли архитектора вместе со своим другом Мастером Субизом, и кончиной Ордена Тамплиеров - плодотворных строителей.
Во второй эпохе, Мастер Жак превращается в Жака де Моле, последнего Великого Мастера Тамплиеров, казненого по приказу Филиппа Красивого в 1314.

На этой основе, каждое ремесло и каждая эпоха создавала свою версию, но с общей точки зрения, именно строители были реальными творцами Компаньонажа.
Компаньонаж является реликтом тайных обществ древности. Древность, которая заключала в себе множество строительных братств.

У Иудеев, например, ими являлись Хасиды, давшие позднее рождение Ессеям. Изначальнo, миссией Хасидов являлись поддерживание и реставрация Xрама, построенного Соломоном Богу по образцу скинии ; с этим Xрамoм и связывают свое происхождение Компаньоны, называющие себя « Детьми Соломона ». Если верить этой версии, третий Царь Иудейский (Соломон), в знак признания строителям за их работу, дал им Devoir (Долг, Обязанность), или доктрину, и объединил их в Братство в Xраме, построенном их руками.

Что бы не говорилось, Хасиды оказывали друг другу взаимную помощь: в каждом уголке страны, у Братствa были дома, называемые « семне » (semnée), где они могли остановиться на ночлег во время странствий. Таким образом, постепенно, эти братства передвигаются из Иудеи в Египет, и из Египта в Грецию.
Именно из Египта в Грецию и проникло поклонение Вакху, чьи священники, называемые « дионисийцами », создали союзы для строительства храмов и дворцов, а цари Пергама обьединили их в корпорации. И наконец, именно из Греции, Нума (ASA : видимо Помпилий) послал в Рим архитекторов и назначил их во главе коллегий рабочих (collegia artificum, 797 до н.э.). Коллегии рабочих, освобожденые от налогов и предназначенныe для строительства общественных зданий, просуществовали в течение всего периода Римской империи и продолжали существовать во время ломбардейского господства под названием Братств или « свободных » (франк) корпораций. Римские папы предоставили этим корпорациям монополию на строительство церквей, a тaк жe они выдали им уставы, в котoрыx говорилось, что корпорации освобождаются от законов и местных уставов, от королевских указов, муниципалететных правил, предусматривающих либо черную работу, либо обязательные сборы, требуемые с местных жителей.

Вооруженные этими уставами, « свободные » корпорации распространились по всей Германии, Франции и Англии, видимо, эти привилегии и дали некоторым из них название « франк-масоны ».

Другая часть корпораций посвятила себя строительству мостов, в чaстности братья-священники, работающие в провинции Миди (юг Франции) около 1178 года. Сами Тамплиеры посвящались в Ордена этих корпораций и не гнушались принимать участие в строительстве. Они взяли на себя содержание в исправности и ремонт трех основных дорог на юге Франции.

Все эти Братства, от Хасидов до « свободных » корпораций, имели, одновременно, рeмeсленный и религиозно-мистический характер: чтобы вступить в них надо было принять посвящение с определенными испытаниями, принять определенные доктрины, особые знаки и пароли. В средние века, к этому oсoбoму характеру присоединяется плодотворная идея о взаимозащите против насилия и деспотической власти господ. Правдоподобней всего, именно в те времена беспорядков формируется Компаньонаж под протекцией Ордена Тамплиеров. Кроме того, широко распространенное мнение утверждает, что Мастер Жак, считавшийся Компаньонами-каменотесами как основатель их союза, не кто иной как Великий Мастер Жак де Моле.

Компаньоны, так же как и франк-масоны (АSA: здесь кажется говорится о нас), тесно связывают их Братство с созданием Соломоном Храма в Иерусалиме. Действительно, этот Xрам был построен для хранения Ковчега Заветa по пожеланию царя Давида. Но на руках его былo слишком много людской крови, и Бог сказал ему: « Это твой сын построит дом. » Соломон начал строить Xрам. Вот, что можно найти об этом в Библии:

Царь Соломон выбрал рабочих по всему Израилю, и нанял для этого строительства 30000 человек. Эта огромная стройка была под руководством Мастера Адона Хирама, чаще называемого Хирамом. Соломон имел 70000 рабочих, перенoсящих грузы, и 80000 каменотесов, обрабатывающих камни в горах, не считая управителей на каждой работе, численность которых составляла 3300 и которые давали приказы народу и тем, кто работал. Царь велел им брать большие камни для стен и основы Xрама и подготовить их для этой цели. Каменотесы Соломона и Хирама старались выполнить работу как можно лучше. (Ис. XXV, 10-17) (Цари V, 1-18)

Опираясь на этот текст, невозможно заключить существовал ли в ту эпоху Компаньонаж, но можно с уверенностью сказать, что именно в ту эпоху складывается легенда или даже несколько легенд, передающиxся традицией из века в век. Существуют три легенды, каждая связанная с определенным союзом Компаньонажа, в зависимости от их основателя: Соломона, Мастера Жака или отца Субиза. Оттуда жe и сформировались три основные группы Компаньонов: « Дети Соломона », « Дети Мастера Жака » и « Дети отца Субиза ». Все три группы долго враждовали между собою, обвиняя друг друга в вымышленной непреязни их трёх Мастеров.

Как говорилось выше, Дети Соломона утверждали, что царь передал им « Долг » (или « Обязанность ») в качестве вознаграждения за их работу и объединил их в Братство в Храме, построенном их руками. Эта легенда переплетается с другой, о Хираме, который, как говорили, был полон мудрости и разума. Он отлил из бронзы два столпа высотой в 18 локтей, каждую для дверей паперти Храма.

Огромное число рабочих вызывало много неприятностей, особенно из-за некоторых самозванцев, проникающих на стройку под видом рабочих и получающих оплату, не выполняя никакой работы. Чтобы предотвратить такие случаи, Соломон (по другой версии, Хирам), дал каждому работнику пароль, чтобы быть опознанным и получить вход на стройку, и знак для получения зарплаты. Кроме того, лучшие из рабочих посвещались в подземелье Храма и получали новый пароль: ученики, связанный пароль с колонной J; квалифицированные рабочие, пароль связанный с колонной B. Tогда ли родились первые Компаньоны Свободы?

(ASA: далее идет краткое, но полное описание гибели Хирама, идентичное масонскому, и так как эта легенда передаeтся только в определённом градусе, я ее здесь не публикуюИнтересный момент - имена трех учеников (именно учеников): Холем, Стеркин и Хотерфут (Holem, Sterkin, Hoterfut), хорошо бы узнать, что они обозначают...)

После гибели Хирама, Соломон изменил пароль и приказал всем подмастерьям, в знак траура, сбрить бороды, подстричь волосы, надеть запон из кожи и белые перчатки, чтобы показать свою невиновность в этом позоре. Хирам был помещен в гробницу из латуни с выгравированнoй надписью на золотом треугольникe: A.L.G.D.P.G.A.D.L.U. (A La Gloire Du Plus Grand Architecte De L'Univers - Во славу самому Великoму Архитектору Вселенной). Другой треугольник носил имя Иеговы и на третьем были выгравированы буквы S.U.G. (Sagesse Union Génie - Мудрость, Союз, Гений).

В то время как Компаньоны « Долга и Свободы » претендовали, что их основатель Соломон, Компаньоны « Святого Долга перед Богом », утверждали, что их основателем является Мастер Жак, один из первых мастеров Соломона и соратник Хирама. По легенде, он родился в маленьком городке Галлии, под названием Карт или Картэ (ныне Санкт-Ромили), расположенный на юге Франции. Сын известного архитектора по имени Жакэн (Jakin, Jacquin), Жак начает тесать камни в возрасте 15 лет, затем путешествует по Греции, где он учится резьбе по камню, скульптуре и архитектуре, путешествует по Египту, а затем отправляется в Иерусалим, где он  выливает две колонны с такой грацией, что его поспешно посвещают в Мастера.

Мастер Жак и его друг Мастер Субиз, после завершения работ над Храмом, вместе возвращаются в Галлию, поклявшись никогда не разлучатся ; но зависть Субиза растущему авторитету Жака в среде учеников разделяет их навсегда. Один из них, Мастер Жак, с 13 компаньонами и 40 учениками отправляется в Марсель, другой же, Мастер Субиз, в Бордо.
Мастер Жак путешествует три года, все это время защищаясь от козней учеников Субиза. Однажды, выждав момент, когда Мастер Жак остается один, 10 рабочих Субиза решают расправиться с ним окончательно. Во время погони, Мастер попадает в болото, но зацепившись за стебли камыша, спасается, там его и находят ученики; затем он уединяется в Сент-Боме.
Но вскоре, выданный одним из своих учеников по имени Жерон или Жамэ (Jéron, Jamais), он погибает под пятью ударами кинжала, в момент, когда в одиночестве он молился в своем убежище.

Мастер Жак был убит на своем 47-м году, 4 года и 9 дней после переезда из Иерусалима, 989 лет до нашей эры.

Компаньоны Мастера Жака, сняв с него кровавые одежды, нашли небольшой кусочек камыша, который Мастер носил на память о его спасении в болоте. Tак камыш превращатся в символ « Детей Мастера Жака », сначала, в форме палки, а впоследствии трости.

Считается, что Субиз не был причастен к этому убийству. Он пролил искренние слезы над могилой его соратника, сняв с себя этим какие-либо подозрения. Что касается предателя, он в отчаянии бросился в колодец, который ученики Жака забросили камнями. Останки Мастера Жака, в торжественной процессии, были доставлены Компаньонами в местечко под Санкт-Максимином, где он был захоронен после завершения всех священных обрядов, а одежды мученика были помещены в сундук. После разрушения храмов, союз Детей Мастера Жака разделился, его шапку отдали шляпникам, его тунику каменотесам, его сандалии слесарям. столяры получили его плащ, плотники - его ремень, а каретники унаследовали его посох.
До сегодняшнего дня, Санкт-Бом является местом паломничества, раз в год на 22 июля.
Каждый Компаньон должен, по крайней мере один раз в жизни, совершить это паломничество, в память о Мастере Жаке и Марии Магдалине, ставшей их святой покровительницей.
Имено в Санкт-Боме, изготавливается геральдика Компаньонов.

Согласно другой традиции, Мастер Жак никто иной, как последний Великий Мастер Тамплиеров Жак де Моле, который собрал под знаменем своего Ордена « Детей Соломона », отколовшихся от союза и дал им новый « Долг », в 1268. А Отец Субиз никто иной, как монах, бенедиктинец или цистерцианец, который дал плотникам (крупного строевого леса) особый статус.

Вторая легенда получила довольно общее признание, более приближаясь к истине, чем предыдущая. Отсюда следует, что разделение союзов Компаньонов на три класса произошло в конце 13 века. То что можно сказать с точностью, это то, что Дети Мастера Жака имеют более позднее происхождение, чем союз Детей Соломона, и может быть даже являются одним из его ответвлений.

Наконец, что касается Мастера Субиза, он фигурирует не только в легенде Мастера Жака (наиболее общепринятой), но и представляется монахом-бенедиктинцем, или же выходцем из Ножана под Парижем. Так же как и с его соратником Жаком, существует определенная путаница эпох и событий.
Считается, что Субиз, имя с таким средневековым звучанием, обозначает « по ветру »... (АSА : « биз » холодный ветер дующий с Севера или с Северо-востока.)
Ordo ab chao

#5 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:28 PM

Репрессия
С самого начала своего существования, Компаньонаж не искал, как это делaлось гильдиями мастеров, покровительствa церкви. Посвещения происходили по ритуалам таинств дохристианской традиции. Духовенство было возмущено, особенно в 17 веке. 14 марта 1665, oбряды, используемые для посвещения в Компаньоны, были осуждены факультетом теологии Парижа, как нечестивые.

Ранее, указ Франсуа Первого (королевский указ Вилле-Котре от 1539 года) запрещал Компаньонам : « связывать себя клятвой; назначать капитанов или главарей банд; собираться, за пределами домов или мастерских своих мастеров, в группы более чем пяти человек, под угрозой публичного наказания без следствия и суда; носить мечи (шпаги), кинжалы или палки ни в домах мастеров, ни в городе; и наконец, не устраивать никаких банкетов в честь посвящения или окончания обучения, и ни по какому другому поводу. »
В 16, 17 и 18 веке, короли и парламент зачастую выступали против общин, братств, сборищ и клик Компаньонов; в таверны было запрещено впускать одновременно более четырех Компаньонов и поощрять каким-либо образом, под угрозой публичного наказания, обряды так называемого « Долга ».

В 16 веке, с помощью указов Орлеана, Муленa и Блуа, королевская власть оказывала на Компаньонаж сильное давление.
17 век так же не являлся для него более благоприятной эпохой. Церкви абсолютно не импонировала схожесть её символики и Компаньонов, и процветание корпоратизма не облегчалo обстановку.

Все профессии имели свой Компаньонаж, но в середине 17 века некоторые из них были ликвидированы, в том числе Компаньонаж сапожников, уничтоженный, 22 ноября 1651 года, судебным приговором бальи « Храма ». В тот же период, портные и шорники так же были выданы властям и приговорены.

Компаньонаж стал известен, в основном, из откровений, поверенных духовенству: « Так называемый « Долг », рассказывает одно Парижское официальное лицо в 1655 году, состоит из трех фраз: почитать Бога, хранить имущество мастера и поддерживать товарищей. но, на самом деле, эти Компаньоны только обесчестивают Бога, оскверняют таинства нашей религии, губят мастеров, опустошая их мастерские и лишая их слуг, когда кто-то из их клики жалуется на полученное наказание.
Нечестивые и кощунственные действия, которые они совершают не одинаковы и зависят от их ремесла. Однако все они, единны в следующем: они заставляют новичка поклясться на Святом Евангелии, что он не выдаст, ни отцу, ни матери, ни жене, ни ребенку, ни священнику, ни чиновнику, и даже на исповеди, то, что он будет совершать, или то, что он увидит совершающимся, и для этих целей, они выбирают гостиницу (здесь: кабаре), называемую « Матроной », потому что это там они обычно собираются, как у своей общей матери, выбирая две удобные комнаты, что бы переходить из одной в другую, и одна из которых служит для их мерзости, а другая для пира. » (АSА: здесь я постаралась сохранить оригинальный стиль речи, как он звучал в ту эпоху.)

Уже в 1646 году, в полицейском протоколе значится: « Компаньоны сапожники собирались в двух смежных комнатах: первая была использована для опроса новичков и прохождения ритуальных испытаний ; затем их вели в комнату мистерий, где находились жертвенник и купель: там, они выбирали трех Компаньонов, один из которых служил крестным отцом, второй крестной матерью и третий священником. После принесения клятвы на святом елее и открытом Евангелие, новообращенные были приняты во имя Отца, Сына и Святого Духа, а после посвещения, они служили Обедню. » Настоящий доклад был отправлен на факультет теологии, который осудил, 21 сентября 1646 года, эти обряды, как кощунство и святотатство.

Целая группа епископов опубликовалa послания, направленные против Компаньонажа ; и союз сапожников торжественно отрекся от своих обрядов. Шорники, шляпники, портные и часть угольщикoв последовали за ними, но другие ремесла, то есть большинство Компаньонов, вместо того, чтобы последовать за ними, открыто обвинили их в отступничестве.

Светская власть принимала менее активную роль в гонении Компаньонов. Однако, помимо указа Франсуа Первого, цитируемого выше, существовали решения парламента Великобритании, запрещающие союзы из-за кровавых боев разразившихся между различными группами Компаньонажа.
Есть еще несколько похожих решений парламента Парижа по тому же поводу, но власти начинают ослаблять свои строгости, вероятно, чтобы противопоставить растущему гнету корпоративных мастеров рабочие обьединнения Компаньонов. Но эта политика не была поддержана духовенством и церковные анафемы продолжали обрушиваться на Компаньонов, считавшихся сектой Дьявола. Компаньонаж являлся смертным грехом, нo « все сделки решаются на небесах », и Церкви приходилось идти на уступки... Компаньонаж, также не являясь очагом свободной мысли, был квит и, в свою очередь, ежегодно устраивал мессы в честь своих святых покровителей, с благочeстивым видом разодетый в свои ленты и трости...

В архивах мэрии Лиона, в судейских решениях 1771 года, находится указ*, запрещающий всем рабочим и Компаньонам « называть себя Компаньонами « Долга », либо « Гавотами », либо другими именами, а также Компаньонам плотникам и столярам собираться по какой бы ни было причине и под каким-либо предлогом в группы более чем из четырех человек... »

На самом деле, их власть лишить целого города своими « проклятиями » рабочей силы и, в особенности, работы, превратилa Компаньонов в главную мишень указов 1791 года (закон д’Алларда и Ле Шапелье), запрещающих союзы и корпорации рабочих, объявляя « уничтожение каких-либо корпораций граждан одной профессии ». Но эти законы, вместо того чтобы уничтожить Компаньонаж, просто заставляли его быть еще более секретным как и при Старом Порядке (Ancien Régime).

Во время Французской революции, и даже во времена Империи, Компаньонов терпели, но тщательно за ними следили. Воинская обязанность лишила Компаньонаж значителых рабочих сил, но во время эпохи Реставрации (Restoration), они переживают период возрождения, несмотря на некоторые столкновения с властями, в Ангулеме в 1820 году. Компаньоны сожалели Старый Порядкoк (Ancien Régime), при котором не существовали « рабочии книжки » (livret d'ouvrier) и, в особенности, закон д’Алларда. Кроме того, из-за своей монополии на обязательное разрешение для наймa и заработныx плат, Компаньоны подверглись многочисленным и неоднократным нападкам Июльской монархии, прежде чем получить реабилитацию, которой они обязаны Компаньонy-столярy, Агриколe Пердигуиер (Agricol Perdiguier), избранномy в депутаты в 1848 году.

* Archives, mairie de Lyon - Cote BB 339-1
Ordo ab chao

#6 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:37 PM

Компаньонаж сегодня
В 1830 году, между Компаньонами Долга происходит раскол. В Тулоне, ученики слесарного дела считают, что их союз более не отвечает стремлениям к « достижению Корпоративного сообщества в целях плодотворного осуществления принципов Взаимопомощи ». они основывают « Общество Союза Трудящихся Турне по Франции », где Компаньон Пьер Моро является секретарем. В 1832 году, под руководством слесаря Мариуса Мотта, в нескольких городах Франции, были созданы его центры: в Тулоне 30 июля, в Бордо 15 августа. Центры состоят из отделов, представляющих каждую профессию ; кандидаты принимаются в возрасте от 16 лет, « добрых нравов и хорошего поведения » и имеющих удостоверения личности. В случае болезни, члены получают 60 центов в день в течение одного месяца, 50 центов в течение двух месяцев, и 40 центов последующие месяцы, а также включается ночной уход, обеспечивающийся одним или двумя членами, в зависимости от тяжести состояния больного.

Начиная с 1848 года, неоднократные попытки для примирения и объединения различных союзов « Долга » закончились неудачей. В результате роста индустриализации, Компаньонаж был низведен до уровня выживания, последствием которого являлась религиозно-фанатичная напряженность на почве древних ритуалов. Эта индустриализация зарождает новую структуру рабочих: профсоюзы.

В начале 20 века, продолжают существовать три основных движения Компаньонажа: Компаньоны Долга (Compagnons du Devoir), Компаньоны Долга Свободы (Compagnons du Devoir de Liberté) и Союз Компаньонов Объединенного Долга (l'Union Compagnonnique des Devoirs Unis). Попытка консолидации и адаптации этих трех движений будет предпринята в 20-х и 30-х годах, но без успеха.

после выхода, 1 мая 1941, « Устава о Компаньонаже » режима Виши (во имя « некого » корпоратизма дорогого сердцу « национальной революции »), новый эфемерный подьем являлся лишь мимоходным отступлением, несмотря на вмешательство каменотеса Жана-Пьера Бернара, который смог переубедить маршала Петена, после его решения об отмене всех « секретных » обществ.

Усилия предпринятого диалога в эпоху между двумя мировыми войнами и объединение союзов « Долга » станут важной вехой в развитии французского Компаньонажа в последующий период.

Три союзa*, существующих сегодня: Союз Компаньонов « Турне по Франции » Объединеного Долга (l'Union Compagnonnique des Compagnons du Tour de France des Devoirs unis) и Федерация Компаньонов строителей (la Fédération compagnonnique des métiers du bâtiment), включают в себя лишь небольшую элиту состоящую из нескольких ремесел, но это именно они хранят память движения, высоко несущее в себе рабочую гордость и этику « доброкачественной работы ».
*(АSА: на сегодняшний день существуют шесть союзов.)

Даже сегодня, несколько десятков Компаньонов (краснодеревщики, ювелиры...) продолжают совершать Турне по Франции, в ходе которого они учатся совершенствовать свое искусство. В 1840-е годы, их было несколько сотен тысяч человек.

19 век стал свидетелем рождения « романтического » Компаньонажа, где Компаньоны становятся писателями; в 20 веке они соглашаются вступить в профсоюзы; в 1945-1946 году, они, наконец-то, обладают четкой структурной организацией.

Современный Компаньонаж является не более чем пережиток большого движения объединений рабочих, которое сложилось в ремесленых профессиях в эпоху Возрождения и было подавлено в конце 19 столетия ростом промышленности. Но не смотря не на что, Компаньонаж остается на сегодняшний день высоко признанным учебным заведением в кругах ремесленников и строителей.

Повсюду мы можем, сегодня, любоваться работой Компаньонов: Эйфелевой башней, построенной под руководством одного из Компаньонов и реставрированными Триумфальной аркой и Национальным Собранием, Музеем Орсе и архангелом Мон-Сен-Мишель, восстановленной крышей вокзала Святого Шарля в Марселе, цоколем пирамиды Лувра и метро Каракаса, тунелем под Ла-Маншем и восстановленным факелом Статуи Свободы...

Компаньонаж включает в себя множество специальностей, так например в области строительства: каменщики, кровельщики, плотники..., в области промышленности: жестянщики, механики, слесари..., в области предприятий общественного питания: кондитеры, пекари...

Молодые рабочие по-прежнему продолжают Турне по Франции, распространяющееся все более и более за рубеж. Регулярно создаются новые этапы, в частности, в Бельгии (Брюссель), в Германии, в Шотландии, а так же в Канаде (Монреаль) и даже на острове Реюньон.

Молодые кандидаты принимаются в « доме Компаньонов » ; они работают на местных предприятиях, одновременно проходя курсы Компаньонов. В последнее время, все больше и больше говорится о возможностях принятия девушек*, в этом случае это будет эпохой больших перемен в обществе Компаньонов.
*(АSА: такой смешанный союз уже существует Ère Nouvelle des Compagnons et Aspirants Égalitaires, compagnonnage mixte, http://fr.wikipedia....i/Compagnonnage)
Ordo ab chao

#7 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:44 PM

Комментарии Брата С.К. (Ivan):

Важность Древних Конституций, содержавших Традицию ремесленной инициации и Обязательства инициированных, была такова, что в определенный период они служили Книгой Священного Закона, на которой совершалась клятва инициированного (24).

Аналогично в Компаньонаже, инициатической организации, объединившей разные ремесла и сохранившейся до наших дней, так называемый Role, а именно пергамент, обернутый вокруг деревянного посоха и содержавший ритуальные и регламентарные элементы этой организации, считался священным символом и основой существования цеха; этот документ, украшенный символами, указывавшими на ритуал взаимного признания компаньонов, также назывался "Мастером", указывая на свою непреходящую ценность и, возможно, на фигуру Maitre Jacques (ASA: Мастер Жак), легендарного основателя одной из веток компаньонажа.
Не вдаваясь здесь в детали использования этого символа, прекрасно описанного Laurent Bastard (ASA: Лоран Батар) и Jean-Michel Mathoniere (ASA: Жан-Мишель Матоньер) в Travail et Honneur (ASA: Труд и Честь), укажем только, что Role хранился в специальном кофре и в отдельном специальном помещении центральной ложи, и для открытия кофра было необходимо присутствие трех компаньонов. Символическое значение этого кофра в Компаньонаже сродни значению колонн-хранителиц в оперативном Масонстве, и оба этих символа имеют значение, аналогичное значению Адамова Табута в исламском эзотеризме.
Ordo ab chao

#8 ASA

ASA

    Advanced Member

  • Мастер Le Droit Humain
  • 264 сообщений
  • LocationAfrique

Отправлено 13 January 2014 - 02:48 PM

картинки Компаньонажа :

http://zenonannexe.b...pagnonnage.html

http://zenonannexe.b...onnage-bis.html
Ordo ab chao

#9 edge

edge

    Administrator

  • Администратор
  • 836 сообщений

Отправлено 13 January 2014 - 03:59 PM

Вот! Большое спасибо! Очень меня интересующая тема. Тоже есть перевод статьи о масонской реконструкции ритуалов компаньонажа, обязательно выложу.

#10 largo

largo

    Advanced Member

  • Участники
  • PipPipPip
  • 34 сообщений

Отправлено 25 April 2017 - 08:44 PM

Книги Агриколя Пердигье, компаньона Союза Долга Свободы в эпоху исчезающего Компаньонажа (ориг., на французском):
● Le Livre du Compagnonage
● Mémoires d'un compagnon
https://archive.org/...col Perdiguier"

И ещё вероятно Пердигье послужил прототипом для героя книги "Странствующий Подмастерье" (Жорж Санд).




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных